"Эрмитаж по-стародеревенски"
Программа выходит в эфир в вечернем
канале "Ветер в окно" в последнюю пятницу месяца в 20.10. Первый
выпуск состоялся 29 января.
Программа знакомит с работой Реставрационно-Хранительского центра
Государственного Эрмитажа в Старой Деревне. Рассказывает о фондах открытого
хранения, работе реставраторов, истории уникальных экспонатов, выставках,
встречах в лектории.
С января по июнь 2016 года в программе проводится конкурс. Итоги - в
июле 2016 года. Победители будут награждены книгами, специальной экскурсией
в РХЦ "Старая деревня".
Ждем ваших писем с ответами по адресу: 197022,
Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 43. Радио России, Анне
Всемирновой.
Электронный адрес: vsemirnova@rtr.spb.ru
Подведены итоги конкурса.
Благодарим всех участников конкурса. Значит, что-то было настолько
интересно и любопытно, что захотели написать, ответить на вопросы.
Победителями стали петербуржцы:
Валентина Александровна Жарикова,
Татьяна Александровна Шаплыгина,
Николай Петрович и Наталья Леоновна Матвеевы,
Стефания Мариановна Пилярская из Нижнего Новгорода.
1 вопрос:
Специалисты по дереву в Эрмитаже существовали всегда.
В двадцатом веке мастерские располагались в одном и том же месте столь
продолжительно, что его назвали Столярным переходом. Где он располагался?
Приведите примеры еще каких-либо помещений Зимнего
дворца и других зданий эрмитажного комплекса, имеющих не официальные, а
бытовые названия в связи с их использованием. Ответ:
"Столярный переход" располагался между Черным и
Шуваловским проездами под Висячим садом и галереями Малого Эрмитажа.
2 вопрос: В 19
веке памятники, открытые в Северном Причерноморье, выставлялись в одном из
залов Нового Эрмитажа.
Расскажите, пожалуйста, как он назывался? Где находился этот зал. И что в
нем находится сейчас? Ответ:
Второй вопрос касался истории Боспорского царства,
название которого объединило греческие города-колонии Керченского и
Таманского полуостровов. Зал, в котором размещалась коллекция памятников из
Северного Причерноморья, находится в Новом Эрмитаже в Двадцатиколонном зале.
Одно время он назывался Керченский. Сейчас в этом зале экспозиция искусства
древней Италии.
3 вопрос:
4 января 1893 года эмир бухарский Абдулахад-хан во время официального
визита в Санкт - Петербург вручил императору Александру III в качестве
дипломатического дара палатку, выполненную в дворцовых мастерских Бухары. Об
этом шел рассказ в программе 25 марта. В истории Зимнего дворца и Эрмитажа
известны еще палатки.
Когда и кому они принадлежали?
Ответ:
1. "Малые палатки" - жилые помещения Петра I в
двухэтажном флигеле Третьего Зимнего дворца .
2. Турецкая палатка подарок султана Селима III Екатерине II в 1793 году
после русско-турецкой войны 1787-1791 годов.
3 . Палатка турецкого военачальника, захваченная в качестве трофея русскими
войсками в одной из русско-турецких войн.
4. ."Хрустальная палатка" в Эрмитажном театре, которая устраивалась во время
новогодних маскарадов в 1808-1823 годах.
5."Зеленая палатка" под балконной площадкой в жилой половине Николая II в
Зимнем дворце, которая находилась в Собственном садике.
4 вопрос: Как
известно, Петр I любил маскарады. В какой костюм он предпочитал одеваться?
Во время какого события Всешутейшего, Всепьянейшего и Сумасброднейшего
собора в 1715 году император был одет крестьянином?
Ответ:
Царь Пётр Первый любил во время маскарадов наряжаться
в матросское платье, а точнее – голландским шкипером, бомбардиром.
Пётр I был в одежде фрисландского крестьянина или фрисландского корабельного
капитана" на "свадьбе" Никиты Зотова в январе 1715 года.
5
вопрос: Император Николай I
покупал мраморную скульптуру для Нового Эрмитажа и в подарок близким
родственникам для украшения личных покоев.
Помимо античных, мифологических персонажей успехом пользовался сюжет
известного литературного произведения.
Что это за скульптура? И какая трагическая история произошла с ней в
Эрмитаже?
Ответ:
Это скульптура "Эсмеральда с козочкой Джали". Была
приобретена для императрицы Александры Федоровны в мастерской Антонио
Россетти в Риме в 1856 году. Скульптуру установили в Кабинете императрицы в
Зимнем дворце.
Героиня скульптуры – Эсмеральда – героиня романа В. Гюго "Собор Парижской
богоматери". Скульптура расположена на собственном постаменте, украшенном
рельефами со сценами из романа –
1. " Танцующая Эсмеральда".
2. "Феб, увозящий Эсмеральду от преследователей".
3. "Эсмеральда дает напиться Квазимодо".
4. "Эсмеральда в келье затворницы".
В 1943 году взрывная волна вышибла тяжелую фрамугу окна и обрушила ее на
нежный мрамор девичьей шеи. Мраморная голова была отколота. После войны
эрмитажные реставраторы вернули скульптуре ее облик, но шрам остался.
6
вопрос: Как известно, в
Зимнем дворце в октябрьские дни 1917 года прежде всего пострадали ткани.
Публикой были вынесены портьеры, шторы, ковры. И все же уникальные войлочные
"ковры" в Эрмитаже сохранились. Сохранность их сегодня может удивлять
этнографов и искусствоведов.
Что это за войлочные ковры и где они находятся?
Примечание: речь не идет о знаменитых коврах Пазырыкской культуры.
Ответ:
Войлочные "ковры" с рисунком находятся в конструкции
перекрытий залов Нового Эрмитажа. Там лежит лежит можно сказать войлочный "пирог":
шесть слоев войлока и два брезента. Такие же "ковры" лежат и под паркетными
полами залов второго этажа Нового Эрмитажа. В быту они служат 20-30 лет, а
здесь уже более 160 лет и в хорошем состоянии продолжают служить Эрмитажу. |