"РОССИЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"


Вы здесь: Главная > Пресса о нас


НАВИГАТОР

КРИМИНАЛ

20-11-2018
Красносельский районный суд арестовал до 17 января двоих женщин из Узбекистана, обвиняемых в похищении ребенка

20-11-2018
Задержан мужчина, ранивший ножом двоих в ходе конфликта на Индустриальном проспекте

20-11-2018
Задержан предполагаемый виновник ДТП на Лиговском проспекте, в котором погибли два человека, четверо пострадали

20-11-2018
Ленинградский суд приговорил к пожизненному заключению двух братьев за убийства и грабеж пенсионеров

19-11-2018
В Петербурге расследуют дело о похищении младенца - задержаны две гражданки Узбекистана

ПРЕССА О НАС

Тайна меча Довмонта

Петербургский журналист, специальный корреспондент ГТРК "Санкт-Петербург" Алексей Олиферук готовит к выходу свой новый документальный фильм "Слово о мече и князе", посвященный странной судьбе меча князя Довмонта. Сегодня это оружие, бывавшее в XIII веке в кровопролитных боях, хранится во Пскове и почитается жителями этой древней земли как ценная реликвия.

Алексей Олиферук начал свою деятельность на телевидении в 1990 году. За прошедшие годы он снял тысячи новостных сюжетов и десятки документальных фильмов. Алексей является лауреатом и победителем многих профессиональных конкурсов, фестивалей. 30 апреля журналист расскажет телезрителям о загадочном периоде Средневековой Руси, малоисследованной истории князя Псковского Довмонта и его таинственном мече. В ожидании премьеры журналист Metro TV выяснила у автора некоторые подробности проекта.

 - Как вам пришла мысль создать фильм об истории меча?

Идею мне подал мой знакомый, известный археолог Анатолий Кирпичников, который в 1970-х годах занимался определением подлинности этого предмета. Меч хранится во Псковском государственном заповеднике и является главным его экспонатом и главной святыней города Пскова. Во время работы над этим фильмом я многое узнал. И попытался рассказать об этом зрителям. По образованию я историк, наверное, поэтому все мои телевизионные проекты так или иначе ориентированы на исторические моменты. Я очень спокойно отношусь к оружию. До этого у меня не было никакого интереса к этой теме, наверное, только так - по-мальчишески подержать в руках мне интересно. В теме Средневековой Руси я не спец, но мне помогли профессионалы: историки оружия, археологи и антропологи - так что в этой теме я теперь ориентируюсь хорошо. У нас сформировалась команда, некое "братство меча".

 - И в чем же главная интрига для зрителей?

Это вообще загадочный период нашей истории - Средневековая Русь, XIII-XIV век. Князь Довмонт - литовец по происхождению. Псковичи привлекли его к правлению после странного семейного конфликта в Литве. Довмонт бежал из Литвы после того, как произошло убийство его родственника, основателя Великого Литовского княжества Миндовга. По самой распространенной версии, Миндовга убил сам Довмонт. И у него, кстати, был мотив: Миндовг склонил к сожительству его жену. Прибыв во Псков, Довмонт принял крещение и нарекся Тимофеем. На Псковщине он княжил 33 года - самый длинный срок правления среди псковских властителей. Он выиграл все семь отмеченных в летописи сражений, и эти сражения по масштабу не уступали битвам на Неве или Ледовому побоищу. Но так уж вышло, что Александр Невский пользуется нынче большей популярностью: каждая эпоха со временем ориентируется на каких-то своих героев.

 - Чем интересен этот меч?

Были проведены подробные анализы европейского оружия. Мы успели побывать на Кипре и в Иерусалиме. Кипр был связан с крестоносцами в течение 300 лет. А по одной из версий, именно с крестоносцами, с западноевропейской культурой связано происхождение меча. На ножнах этого меча изображен некий бегущий волк - клеймо австрийских оружейников. Думается, у меча была очень интересная история до его появления на Псковщине. Этот артефакт мог вполне принадлежать какому-либо знатному рыцарю или даже особе королевских кровей. Есть еще более романтическая версия происхождения меча: он принадлежал Миндовгу и мог быть использован в качестве коронационной регалии в коронации этого правителя. В этом случае меч должен был побывать в Ватикане для освящения папой римским. Если это так, то более пафосную историю даже представить сложно! В любом случае это русская воинская святыня, может, и не номер один, но номер два или три точно. В России ему нет аналогов.

 - Как долго его изучают? И почему до сих пор меч вызывает интерес у исследователей?

Начиная с 80-х годов этим предметом особенно никто не интересовался: описали клейма, высказали версии относительно датировки создания, но на этом все. В 90-е годы начали выходить статьи, в которых высказывались предположения, что это вообще не меч, который мог принадлежать Довмонту, и что он "моложе" князя на 70-100 лет как минимум. С другой стороны, современные историки провели очень детальный сравнительный анализ по средневековым миниатюрам на гробницах рыцарей - и в Дании, и в Шотландии, и на Кипре. На них есть изображения клинков, и они вполне укладываются в типологию меча Довмонта. Миниатюры, конечно, не фотографии, но это нам дает основания предполагать, что меч все-таки был произведен в XIII веке. Просто его "собратьев" не осталось. Но в том-то и загадка меча Довмонта, что он очень хорошо сохранился.

 - Что удалось сделать, какие исследования были проведены?

На самом деле мы так и не дошли до главного - радиоуглеродного анализа. Это единственное, что нам осталось. Но это очень дорогостоящая процедура для любого музея мира, не говоря уже о маленьких провинциальных музеях. Еще надо понимать, что подобные исследования длятся годами и при этом не дают стопроцентного ответа на все вопросы. Тем более если речь идет об изделии из металла. Это дорого. Если мы сможем договориться с серьезными научными центрами, привлечь интерес ученых, то можно говорить о таком исследовании.

 - Какой фильм у вас получится в итоге? Вы довольны результатом?

Я не питаю иллюзий, что этот фильм будет интересен абсолютно всем. Мы сделали достаточно элитный продукт, и не думаю, что он будет востребован широкой аудиторией. Скорее, мы ориентированы на тех, кому интересны русское Средневековье и, в частности, история Пскова. Картина может приглянуться ценителям оружия, а также любителям географии. Еще есть надежда зацепить тех людей, которые не выключат телевизор в первые 10 минут; и возможно, их затянет атмосфера фильма. Мне кажется, картина будет отличаться тем, что в ней все настоящее: миниатюры, графические изображения сделаны на основе подлинников. Повесть Довмонта - это повесть Довмонта, без прикрас. Кроме меня, там нет ничего современного. Я же, как мог, пытался связать элементы фильма, хотя, может, это и утяжелило восприятие. Последний критерий - чтобы себе нравилось. Специалисты сразу поймут и оценят фильм. В этой истории столько темного, неясного, нераскрытого, что она еще долго будет будоражить фантазии людей.

 - Каково ваше отношение к современному документальному кино в целом?

Сегодня очень много жанров в документальном кино. Основной поток - это серийная документалка, от которой возникает ощущение, что она снята в одной монтажке, одним каналом, одними и теми же людьми и озвучена одним голосом. Тематика почему-то крутится вокруг личной жизни советских вождей, плюсов и минусов сталинской эпохи. Как зритель я от этого устал. Тяжело это воспринимать. Есть другая категория - дорогая документальная драма. Это уже интереснее, живо смотрится; но такие большие проекты случаются очень редко - их мало, но, наверное, это правильно. Еще меньше другого документального кино - старой ленинградской школы, поклонником которого я являюсь. Такие ленты действительно и являются настоящим документальным кино, в них нет штампованных телевизионных ходов, нет автора в кадре, компьютерной графики, игры актеров и реконструкции событий, зато есть режиссерский взгляд, работа оператора, проработанный сценарий. Это большое мастерство. Но я точно знаю, что все жанры хороши, кроме скучного, так что будем стараться.

Татьяна Рамкина
METRO TV, 14 апреля 2011


ПРОИСШЕСТВИЯ

20-11-2018
В павильон отделения "Петроэлектросбыта" на Испытателей, 19 въехала иномарка

Отделение "Петроэлектросбыта" на Испытателей, 19 сегодня не принимает платежи. Чуть больше часа назад в него врезалась иномарка. По словам очевидцев, её, словно бильярдный шар, выбила с перекрёстка другая машина. От удара автомобиль пролетел несколько десятков метров и врезался прямо в павильон энергосбытовой кампании, выбив весь нижний ряд стёкол.


19-11-2018
Два человека погибли в страшной аварии на Лиговском проспекте

Двое погибших, четверо раненых. Страшная авария в центре Петербурга - по факту этого ДТП полиция возбудила уголовное дело. Инспекторы восстанавливают картину случившегося. На этот час известно, что ночью на Лиговском проспекте возле 84-го дома столкнулись два легковых автомобиля. Оба ехали в сторону площади Восстания. По предварительным данным, водитель за рулём красной иномарки на большой скорости протаранил другую машину.


14-11-2018
В Лужском районе иномарка столкнулась с электропоездом на железнодорожном переезде

Встретился с электричкой, но остался цел. Иномарка выехала на железнодорожный переезд и столкнулась с электропоездом в Лужском районе Ленинградской области. ДТП произошло около семи вечера на подъезде к станции Разъезд Генерала Омельченко.


20-11-2018
На месте ночного пожара в доме на улице Кустодиева работают следователи

На месте ночного пожара в жилом доме на улице Кустодиева работает полиция. Основная версия случившегося - поджог. Огонь вспыхнул в двухкомнатной квартире на девятом этаже. Пришлось эвакуировать соседей, на улицу вывели около 30 человек.


09-11-2018
В результате пожара в здании шиномонтажа в Девяткино погибли пять человек

Пять человек погибли, двое пострадали. Трагедией обернулся серьёзный пожар в Девяткино. Столб дыма и огня жители Ленинградской области и Петербурга видели в радиусе многих километров. Горел автосервис и примыкающая к нему жилая надстройка, в нескольких сотнях метров от станции метро "Девяткино". По словам свидетелей, пламя охватило строение в считанные секунды. Выбраться успели не все. Уже когда сотрудники МЧС завершали проливку помещений, выяснилось, что 5 человек погибли - все они были в жилой части здания.


09-11-2018
В Мурино горит здание, в котором располагался шиномонтаж

Серьезный пожар в Мурино. В эти минуты пожарные работают на улице Веселой - это рядом со станцией метро "Девяткино". Там горит здание, в котором располагался шиномонтаж. Оно превратилось в гигантский костер, языки пламени вырывались на несколько метров вверх, зарево можно было наблюдать за много километров от места событий. К приезду пожарных огонь полыхал на площади в 400 квадратных метров, внутри постройки были газовые баллоны. Сообщается о двух пострадавших, кроме того сгорели два автомобиля.

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

20-11-2018
Дело водителя, сбившего на переходе солиста "Поющих гитар" с супругой, может стать уголовным

20-11-2018
На перекрёстке улиц Краснопутиловской и Зайцева авария на теплопроводе

20-11-2018
В Выборгском районе Петербурга заметили снегирей

20-11-2018
Петербургских журналистов научили водить трамвай

20-11-2018
На проспекте Стачек планово меняют трубопровод

20-11-2018
Новости культуры

20-11-2018
В Артиллерийском музее открылась выставка оружия, отобранного у сирийских боевиков

20-11-2018
В центре "Велес" не смогли спасти истощенную обезьяну, жившую в подвале дома у хозяев

20-11-2018
Под Сосновым Бором на глазах у жителей погибает пруд

20-11-2018
Губернатор Александр Дрозденко провёл традиционную горячую линию для жителей Ленинградской области

ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург" (www.rtr.spb.ru). © 2001-2018, www.rtr.spb.ru (ртр.спб.ру). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-72201 от 24.01.2018 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Никитин Андрей Анатольевич. Ответственный за содержание сайта -  Александрова Екатерина Анатольевна. Адрес электронной почты редакции ЭСМИ  - webmaster@rtr.spb.ru. (812) 234-56-37. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК) и со ссылкой на сайт "www.rtr.spb.ru" (для интернет-проектов - с гиперссылкой). Для детей старше 16 лет.