"РОССИЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"


Вы здесь: Главная > Пресса о нас


НАВИГАТОР

КРИМИНАЛ

19-07-2019
Арестован совладелец компании по уничтожению медицинских отходов, подозреваемый в мошенничестве

18-07-2019
Суд арестовал двух сотрудников Росгвардии, подозреваемых в получении взятки и вымогательстве

18-07-2019
Суд избирает меру пресечения двоим сотрудникам Росгвардии, подозреваемым в вымогательстве и получении взятки

17-07-2019
В Куйбышевском суде подозреваемой в мошенничестве избрали мерой пресечения заключение под стражу

16-07-2019
Убийцы старейшей сотрудницы Мариинского театра отправятся в тюрьму на 7 и 15 лет

ПРЕССА О НАС

Тайна меча Довмонта

Петербургский журналист, специальный корреспондент ГТРК "Санкт-Петербург" Алексей Олиферук готовит к выходу свой новый документальный фильм "Слово о мече и князе", посвященный странной судьбе меча князя Довмонта. Сегодня это оружие, бывавшее в XIII веке в кровопролитных боях, хранится во Пскове и почитается жителями этой древней земли как ценная реликвия.

Алексей Олиферук начал свою деятельность на телевидении в 1990 году. За прошедшие годы он снял тысячи новостных сюжетов и десятки документальных фильмов. Алексей является лауреатом и победителем многих профессиональных конкурсов, фестивалей. 30 апреля журналист расскажет телезрителям о загадочном периоде Средневековой Руси, малоисследованной истории князя Псковского Довмонта и его таинственном мече. В ожидании премьеры журналист Metro TV выяснила у автора некоторые подробности проекта.

 - Как вам пришла мысль создать фильм об истории меча?

Идею мне подал мой знакомый, известный археолог Анатолий Кирпичников, который в 1970-х годах занимался определением подлинности этого предмета. Меч хранится во Псковском государственном заповеднике и является главным его экспонатом и главной святыней города Пскова. Во время работы над этим фильмом я многое узнал. И попытался рассказать об этом зрителям. По образованию я историк, наверное, поэтому все мои телевизионные проекты так или иначе ориентированы на исторические моменты. Я очень спокойно отношусь к оружию. До этого у меня не было никакого интереса к этой теме, наверное, только так - по-мальчишески подержать в руках мне интересно. В теме Средневековой Руси я не спец, но мне помогли профессионалы: историки оружия, археологи и антропологи - так что в этой теме я теперь ориентируюсь хорошо. У нас сформировалась команда, некое "братство меча".

 - И в чем же главная интрига для зрителей?

Это вообще загадочный период нашей истории - Средневековая Русь, XIII-XIV век. Князь Довмонт - литовец по происхождению. Псковичи привлекли его к правлению после странного семейного конфликта в Литве. Довмонт бежал из Литвы после того, как произошло убийство его родственника, основателя Великого Литовского княжества Миндовга. По самой распространенной версии, Миндовга убил сам Довмонт. И у него, кстати, был мотив: Миндовг склонил к сожительству его жену. Прибыв во Псков, Довмонт принял крещение и нарекся Тимофеем. На Псковщине он княжил 33 года - самый длинный срок правления среди псковских властителей. Он выиграл все семь отмеченных в летописи сражений, и эти сражения по масштабу не уступали битвам на Неве или Ледовому побоищу. Но так уж вышло, что Александр Невский пользуется нынче большей популярностью: каждая эпоха со временем ориентируется на каких-то своих героев.

 - Чем интересен этот меч?

Были проведены подробные анализы европейского оружия. Мы успели побывать на Кипре и в Иерусалиме. Кипр был связан с крестоносцами в течение 300 лет. А по одной из версий, именно с крестоносцами, с западноевропейской культурой связано происхождение меча. На ножнах этого меча изображен некий бегущий волк - клеймо австрийских оружейников. Думается, у меча была очень интересная история до его появления на Псковщине. Этот артефакт мог вполне принадлежать какому-либо знатному рыцарю или даже особе королевских кровей. Есть еще более романтическая версия происхождения меча: он принадлежал Миндовгу и мог быть использован в качестве коронационной регалии в коронации этого правителя. В этом случае меч должен был побывать в Ватикане для освящения папой римским. Если это так, то более пафосную историю даже представить сложно! В любом случае это русская воинская святыня, может, и не номер один, но номер два или три точно. В России ему нет аналогов.

 - Как долго его изучают? И почему до сих пор меч вызывает интерес у исследователей?

Начиная с 80-х годов этим предметом особенно никто не интересовался: описали клейма, высказали версии относительно датировки создания, но на этом все. В 90-е годы начали выходить статьи, в которых высказывались предположения, что это вообще не меч, который мог принадлежать Довмонту, и что он "моложе" князя на 70-100 лет как минимум. С другой стороны, современные историки провели очень детальный сравнительный анализ по средневековым миниатюрам на гробницах рыцарей - и в Дании, и в Шотландии, и на Кипре. На них есть изображения клинков, и они вполне укладываются в типологию меча Довмонта. Миниатюры, конечно, не фотографии, но это нам дает основания предполагать, что меч все-таки был произведен в XIII веке. Просто его "собратьев" не осталось. Но в том-то и загадка меча Довмонта, что он очень хорошо сохранился.

 - Что удалось сделать, какие исследования были проведены?

На самом деле мы так и не дошли до главного - радиоуглеродного анализа. Это единственное, что нам осталось. Но это очень дорогостоящая процедура для любого музея мира, не говоря уже о маленьких провинциальных музеях. Еще надо понимать, что подобные исследования длятся годами и при этом не дают стопроцентного ответа на все вопросы. Тем более если речь идет об изделии из металла. Это дорого. Если мы сможем договориться с серьезными научными центрами, привлечь интерес ученых, то можно говорить о таком исследовании.

 - Какой фильм у вас получится в итоге? Вы довольны результатом?

Я не питаю иллюзий, что этот фильм будет интересен абсолютно всем. Мы сделали достаточно элитный продукт, и не думаю, что он будет востребован широкой аудиторией. Скорее, мы ориентированы на тех, кому интересны русское Средневековье и, в частности, история Пскова. Картина может приглянуться ценителям оружия, а также любителям географии. Еще есть надежда зацепить тех людей, которые не выключат телевизор в первые 10 минут; и возможно, их затянет атмосфера фильма. Мне кажется, картина будет отличаться тем, что в ней все настоящее: миниатюры, графические изображения сделаны на основе подлинников. Повесть Довмонта - это повесть Довмонта, без прикрас. Кроме меня, там нет ничего современного. Я же, как мог, пытался связать элементы фильма, хотя, может, это и утяжелило восприятие. Последний критерий - чтобы себе нравилось. Специалисты сразу поймут и оценят фильм. В этой истории столько темного, неясного, нераскрытого, что она еще долго будет будоражить фантазии людей.

 - Каково ваше отношение к современному документальному кино в целом?

Сегодня очень много жанров в документальном кино. Основной поток - это серийная документалка, от которой возникает ощущение, что она снята в одной монтажке, одним каналом, одними и теми же людьми и озвучена одним голосом. Тематика почему-то крутится вокруг личной жизни советских вождей, плюсов и минусов сталинской эпохи. Как зритель я от этого устал. Тяжело это воспринимать. Есть другая категория - дорогая документальная драма. Это уже интереснее, живо смотрится; но такие большие проекты случаются очень редко - их мало, но, наверное, это правильно. Еще меньше другого документального кино - старой ленинградской школы, поклонником которого я являюсь. Такие ленты действительно и являются настоящим документальным кино, в них нет штампованных телевизионных ходов, нет автора в кадре, компьютерной графики, игры актеров и реконструкции событий, зато есть режиссерский взгляд, работа оператора, проработанный сценарий. Это большое мастерство. Но я точно знаю, что все жанры хороши, кроме скучного, так что будем стараться.

Татьяна Рамкина
METRO TV, 14 апреля 2011


ПРОИСШЕСТВИЯ

22-07-2019
На пересечении улиц Хасанской и Коммуны цистерна с цементным раствором перевернулась и оборвала контактные провода

Примерно на девять часов прервалось движение троллейбусов на востоке Петербурга. На пересечении Хасанской и улицы Коммуны цистерна с цементным раствором оборвала контактные провода. Авария произошла около десяти часов утра. По словам свидетелей, этот крутой поворот часто фигурирует в хронике происшествий. Не вписался в него и водитель большегруза. Машина зацепила опору электропередач, столб пробил кабину насквозь. В результате машина с тяжелым грузом упала на правый борт, оборвав при этом провода.


20-07-2019
На Гамбургской площади в маршрутку врезался грузовик с металлоломом: два человека пострадали

Два человека оказались в больнице после столкновения 116-й маршрутки и грузовика, который вез металлолом. Авария произошла на перекрестке проспекта Славы и Софийской улицы в одиннадцатом часу ночи.


19-07-2019
Два человека пострадали после столкновения двух легковых машин и маршрутного автобуса на проспекте Солидарности

Два человека получили травмы и доставлены в городские больницы. Таков результат аварии на проспекте Солидарности. Там столкнулись две легковые машины и маршрутный автобус. Таксист не справился с управлением и влетел в маршрутку, которую выкинуло на встречную полосу прямо в иномарку.


16-07-2019
В Мурино пожар на парковке уничтожил 3 автомобиля

Чёрный дым в Мурино. Там, во дворе жилого дома на Воронцовском бульваре, на парковке загорелись машины. Три из них огонь уничтожил полностью. Сколько пострадало всего - пока неизвестно. У некоторых только оплавилась краска. Пламя бушевало сильно: 9 пожарных, используя три единицы техники, справились с задачей лишь за сорок минут. Что стало причиной пожара - выясняют дознаватели. Автовладельцы подсчитывают ущерб.


02-07-2019
На Арсенальной набережной горела крыша промышленного здания

На Арсенальной набережной сегодня было светло как днем, и дело не в белых ночах. Там загорелась крыша промышленного здания. Огонь вспыхнул на чердаке и повредил часть кровли. На борьбу с пламенем были брошены пять пожарных расчетов. В здании расположена станция техобслуживания автомобилей. Там сообщили, что горевшее помещение к автосервису отношения не имеет.


01-07-2019
На Московском проспекте во время пожара погиб мужчина

На Московском проспекте в пожаре ночью погиб мужчина. Огонь вспыхнул на верхнем, пятом этаже жилого дома на углу с 7-й Красноармейской улицей. На кадрах, снятых очевидцами, заметно, как открытое пламя вырывается из окна квартиры. Спасатель поднимается вверх по лестнице. А на балконе этажом выше помощи ждёт девушка, которая выбежала из охваченного пламенем помещения без одежды. Её удалось спасти. В отличие от 75-летнего мужчины, который жил в этой же квартире.

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ

22-07-2019
В Петродворцовом районе заложили новый завод по производству лабораторной и медицинской техники

22-07-2019
На звонницу храма Рождества Христова на Пискаревском проспекте подняли колокола

22-07-2019
Александр Беглов потребовал жестче бороться с незаконными свалками

22-07-2019
В Петербурге строят самую большую трехмерную панораму, посвящённую Великой Отечественной войне

22-07-2019
На полигонном комплексе "Ленэнерго" проходят Всероссийские соревнования среди экстренных подразделений энергетиков

22-07-2019
Спасатели нашли тела двух петербургских альпинистов в горах Кабардино-Балкарии

22-07-2019
Студенты-архитекторы нарисовали светлое будущее для Новой Ладоги

22-07-2019
Александр Беглов проинспектировал Калининский район

22-07-2019
В Петербурге прошла масштабная репетиция Главного военно-морского парада

22-07-2019
Поиски двух петербургских альпинистов в Кабардино-Балкарии приостановлены из-за плохой погоды

ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург" (www.rtr.spb.ru). © 2001-2018, www.rtr.spb.ru (ртр.спб.ру). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-72201 от 24.01.2018 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Никитин Андрей Анатольевич. Ответственный за содержание сайта -  Александрова Екатерина Анатольевна. Адрес электронной почты редакции ЭСМИ  - webmaster@rtr.spb.ru. (812) 234-56-37. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК) и со ссылкой на сайт "www.rtr.spb.ru" (для интернет-проектов - с гиперссылкой). Для детей старше 16 лет.