Алексей Олиферук: "Спорных
вопросов в истории партизанской войны немало"
19 января в эфире телеканала "Россия 1 - Санкт-Петербург" покажут
документальный фильм Алексея Олиферука "Партизанская сага". Свои и
чужие в котле неизвестной войны. Новый фильм журналиста
петербургских "Вестей" Алексея Олиферука посвящён малоизвестным
эпизодам партизанской войны на северо-западе СССР. Правда о хлебном
обозе, забытый подвиг Порховского диверсанта Константина Чеховича,
партизанские будни глазами фронтового оператора Семёна Школьникова.
Сюжетные линии трилогии "Партизанская сага" основаны на реальных
событиях, в подборе материала автору помогали сотрудники управления
ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, специалисты
историко-политического архива, частные коллекционеры. Наш
корреспондент побеседовал с автором фильма.
От героев – к карателям
- Алексей, скажите, почему вы взялись за эту тему, ведь в
большинстве своём вы специализируетесь на теме культуры?
- Тема партизанской войны интересовала меня давно, по роду
репортёрской работы я выходил на неё неоднократно во время
командировок в Минск, Псков и Порхов. В 2010 году оказался на
юбилейной встрече партизан бывших союзных республик в Себеже на
Кургане Дружбы. Собственно, с кадров этой встречи и начинается
фильм. Материал собирался долго, большинство книг о партизанах
выходило ещё в СССР в 60-е годы, у них были небольшие тиражи и
однобокое, исключительно героическое освещение темы. О предателях,
операциях НКВД и противостоянии карателям говорилось очень мало.
- Насколько сложно было найти консультантов для написания
сценария к вашему документальному фильму? Кто эти люди?
- По образованию я историк, сценарии своих фильмов, как правило,
готовлю самостоятельно на основе работы в архивах. В данном случае
это был архив историко-политических документов в Петербурге, фонды
РНБ, архив кинофотодокументов в Красногорске. В качестве
консультантов я бы отметил проживающего в Себеже военного историка
Владимира Спириденкова и известного специалиста по блокаде Юрия
Колосова. Ценные советы дал ветеран ФСБ Альберт Стародубцев.
Мозаика белых пятен
- Фильм "посвящён малоизвестным эпизодам партизанской войны", где
вы нашли документальные подтверждения тех событий, о которых
рассказываете в вашем проекте?
- Сюжетные линии фильма складывались мозаично в течение нескольких
лет. По структуре получилась трилогия, включившая рассказы о хлебном
обозе 1942 года, подрыве кинотеатра в Порхове в ноябре 1943 года.
Отдельно хотелось бы выделить участие в фильме легендарного
фронтового оператора Семёна Школьникова, которому в январе
исполняется 95 лет. Школьников живёт в Таллине, мы привезли ему
фрагменты фильма "Народные мстители", в съёмках которого на
оккупированной территории он принимал участие в 1943 году.
- На ваш взгляд, много ли ещё осталось так называемых "белых
пятен" о ходе партизанской войны на северо-западе СССР?
- Партизанская война, с точки зрения историка, как раз в основном и
состоит из "белых пятен", о которых вы спрашиваете. Отчёты о
действиях партизанских бригад содержат преимущественно информацию об
удачных операциях, дневники партизанам вести запрещалось, после
войны многие из находившихся на оккупированных территориях прошли
дополнительную фильтрацию НКВД. В одной семье "под немцами" могли
быть патриоты и пособники фашистов, отношения между партизанами и
колхозниками, оставшимися в деревнях, далеко не всегда отличались
взаимопониманием, и таких спорных вопросов в историографии
партизанской войны немало.
По следам Квентина Тарантино
- Для какой аудитории вы снимали этот фильм? Будет ли он
интересен и профессионалам (военным историкам), и обывателям?
- Фильм достаточно жёсткий, где то на 14+, правдивый рассказ о
партизанском движении не похож на рождественскую сказку, с другой
стороны, есть моменты, имеющие и воспитательное значение. Это,
прежде всего, часть трилогии, посвящённая Хлебному обозу. Фильм
адресован всем, кто интересуется отечественной историей, одна из
линий связана с недавней работой Квентина Тарантино, но это пусть
останется в качестве интриги.
Юлия Папенина
|