"РОССИЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
 
Вы здесь: Главная > Пресса о нас > Муза Кадлец: "Самое интересное - открывать новое"  
 

Муза Кадлец: "Самое интересное - открывать новое"

С 1966 года звучит на радио голос Музы Михайловны Кадлец. Ее называют музыкальной Музой эфира. "Музыкальные гостиные" по средам на радиоканале "Ветер в окно", "Музыкальные обозрения" по воскресеньям и "Мусикийские грамматики" в альманахе "Петрополь" - такова палитра программ, которые готовит она на "Радио России" - Санкт-Петербург". С ней побеседовала наш корреспондент.

- Муза Михайловна, я знаю, что вы из музыкальной семьи и свое имя получили не случайно.

- Да, имя мне выбрал отец, который был виолончелистом, а мама - певицей.
Кадлец - чешская фамилия. Моего деда в Мариинский императорский театр в качестве скрипача пригласил сам Эдуард Францевич Направник, знавший его еще по Праге. Анджей Вацлав, или Андрей Вячеславович по-русски, был талантливым музыкантом, прекрасно знал оркестр и еще писал музыку. На Мариинской сцене с успехом шел его балет "Адис и Галатея", выбранный потом Михаилом Фокиным для своего балетмейстерского дебюта.
Видимо, мой отец не сомневался, что дочь продолжит семейные традиции. И, правда, я окончила сначала музыкальное училище, по двум специальностям: и как вокалистка, и как теоретик-музыковед, а потом продолжила занятия в Ленинградской консерватории. Учителем с большой буквы, привившим мне любовь к анализу музыки и научившим внятно писать о ней, стала профессор Екатерина Александровна Ручьевская... Впрочем, музыкального диплома я так и не получила. Пришлось выбирать между ним и Оперной студией. Еще студенткой выпускного курса я получила приглашение в пермский Оперный театр и проработала в нем три года. Пела ведущие оперные партии.
Потом вернулась в родной город, и мне предложили поработать на радио в качестве музыкального редактора. Это показалось невероятно престижным: радио, как и музыку, я любила с детства. После войны наша семья, как и многие в то время, бедствовала. У нас не было не то что элементарного проигрывателя, но даже патефона. Любимые звуки доносились до меня из черной тарелки репродуктора. Тогда звучало много замечательной классической музыки, и о ней умели рассказывать.

- Вас можно видеть в концертных залах, театрах, в Консерватории с микрофоном в руках. Вести запись музыкальных произведений, а потом подготовить ее для эфира - это еще одно из слагаемых вашей работы...

- Сейчас я действительно держу в руках микрофон, а раньше таскала с собой и увесистый магнитофон, и большой микрофон, и тяжеленную стойку к нему. Теперь, слава богу, пришли новые цифровые технологии. Изменился формат записи. По моей просьбе друзья-оркестранты привезли из Японии хорошую аппаратуру, минидиск рекордер и специальный микрофон для записи музыки.
Я сама, как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец. На концертах делаю запись, затем дома обрабатываю ее на компьютере, то есть монтирую и перевожу в формат компакт-диска. Освоить новую технологию было, конечно, нелегко, но помогли упорство и неистребимое желание по-прежнему делиться с многочисленными любителями музыки тем прекрасным, что удалось услышать и записать.

- Вы не только освоили новые тех нологии, но и открываете молодые
таланты...

- Это самое интересное и радостное. Не без гордости могу сказать, что Дмитрия Воропаева, только что ставшего лауреатом конкурса Пласидо Доминго, лично я четыре года назад привела в Академию молодых певцов Мэриинского театра к Ларисе Гергиевой и Грайру Ханеданьяну. За то время, что Дмитрий является солистом академии, он многого достиг. Постоянно участвуя в концертах и спектаклях, Воропаев спел несколько ответственных партий в постановках Мариинского театра, стал лауреатом международного конкурса имени Римского-Корсакова. Нынешний год для него особый. Во-первых, он блестяще окончил нашу Консерваторию как дирижер-хоровик (на вокальном факультете Дмитрий никогда не учился), получил премию на конкурсе в Финляндии и, в-третьих, завоевал лауреатское звание на знаменитой "Опералии" (Всемирном конкурсе молодых оперных певцов) Пласидо Доминго, проходившей в Лос-Анджелесе. Недавно Дмитрий был гостем нашей "Музыкальной ГОСТИНОЙ". Вообще мне доставляет огромное удовольствие представлять в эфире одаренных молодых исполнителей. Это были и Петр Лаул, который ныне является уже маститым, хоть и молодым музыкантом, и Владимир Соловьев, и Александр Пироженко - замечательные ученики доцента Консерватории Апександра Сандлера. Впервые я рассказала в эфире о пианисте Денисе Евстюхине, а затем и пригласила его в "Музыкальную гостиную". Он тоже лауреат международных конкурсов - окончил в этом году Петербургскую консерваторию по классу профессора Эдуарда Базанова. Да, много талантливой молодежи, и это очень греет душу.

- Муза Михайловна, за годы работы на радио вы провели множество встреч и интервью, в эфире также прозвучало немало ваших комментариев к филармоническим концертам и оперным постановкам. Какие из программ последнего времени стали для вас наиболее значительными?

- Мне кажется, это те программы, где неожиданно для радиослушателей певец и педагог, народный артист Грайр Ханеданьян предстал в ипостаси композитора и художника, автора двух опер на вечные сюжеты. Премьеры его "Сократа" и -Каина" были осуществлены на сцене Эрмитажного театра силами Мариинской академии. Мне всегда было приятно общаться с представителями одаренной семьи Гергиевых, в которую Грайр Грайрович входит как супруг известной пианистки Ларисы Абисаловны. Между прочим, и сам Валерий Гергиев впервые появился в эфире также в моей программе: много лет назад я пригласила Валерия Абисэловича на радио рассказать о его первой самостоятельной постановке оперы Пуччини "Манон". Затем была, можно сказать, этапная часовая программа с Валерием Гергиевым, избранным главным дирижером тогда еще Кировского театра. Вслед за этой передачей пошли многочисленные интервью о замечательных фестивалях, променад-концертах, премьерах уже Мариинки..
К важным передачам последних лет, несомненно, можно отнести прозвучавший цикл "Музыкальная классика из коллекции РТР". Редкие живые, трансляционные записи таких корифеев советской музыки, как Святослав Рихтер, Давид Ойстрах и Леонид Коган, Кирилл Кондрашин, Дмитрий Шостакович, играющий собственные сочинения, были предоставлены мне в виде компакт-дисков Мариной Львовной Фокиной. Для того чтобы создать достоверные радиопортреты этих музыкантов, нужно было поднять мемуарную литературу, старую прессу. Это была очень интересная работа.

- Что ждет слушателей в ваших ближайших передачах?

- 8 сентябре в нашем городе состоялся фестиваль Earlymusic. Я его очень люблю. У его истоков стояли наш известный ансамбль Musica Petropolitana и Британский Совет в Санкт-Петербурге в лице нынешнего директора Петербургского фонда старинной музыки Марка де Мони. Это уже седьмой по счету фестиваль, ежегодно радующий нашу публику новыми звездами. Великолепный английский контртенор Майкл Чане стал любимцем петербургских ценителей старинной музыки. Он-то и выступил в первом концерте. Его землячку замечательную барочную певицу Эмму Киркби, которая должна была петь с ним в дуэте, неожиданно заменила юная дебютантка из Нижнего Новгорода Наталия Косолапова. В исполнении шедевра Джованни Перголези Stabat Mater принимал участие также "Оркестр Екатерины Великой" - молодежный коллектив, созданный художественным руководителем фестиваля известным петербургским скрипачом Андреем Решетиным. Фестиваль завершился 3 октября. Его итоги мы подведем в программе "Музыкальная гостиная".

Ольга ПЕТРОВА

 

Дирекция Новости Дирекции Контакты Пресса о нас Программа передач Карта сайта Ссылки

 

ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург" (www.rtr.spb.ru). © 2001-2024, www.rtr.spb.ru (ртр.спб.ру). Регистрационный номер ФС 77-72201 от 24.01.2018 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Волков Виталий Юрьевич. Ответственный за содержание сайта -  Александрова Екатерина Анатольевна. Адрес электронной почты редакции ЭСМИ - webmaster@rtr.spb.ru. (812) 234-56-37. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК) и со ссылкой на сайт "www.rtr.spb.ru" (для интернет-проектов - с гиперссылкой). Для детей старше 16 лет.