01-03-2024
Выставка советского агитационного фарфора открылась в Музее политической истории России
Экспозиция демонстрирует не только ранние образцы такой продукции – это 1920-е годы, но и те, что создавались уже в конце 20 века. Елена Медведева расскажет подробности.
Рожденный революцией, агитационный фарфор стал мощным инструментом пропагандистского искусства молодого советского государства. Изображение на тарелках, вазах, сервизах коммунистических лозунгов, символики и портретов революционных деятелей положило начало формированию этого исключительного и самобытного явления. Массовое производство началось в Петрограде, на Государственном фарфоровом заводе – бывшем Императорском. Позже, в 1925-м, его переименуют еще раз — в Ленинградский фарфоровый завод имени Ломоносова – знаменитый ЛФЗ. С самого начала над созданием фарфоровых изделий трудились лучшие отечественные художники и скульпторы – Натан Альтман, Наталия Данько, Александра Щекотихина-Потоцкая. Период с 1918 по 1923 годы в деятельности предприятия иногда называют чехонинским. Тогда бесспорным творческим лидером, по сути, создателем агитфарфора, стал ученик Ильи Репина - Сергей Чехонин. На выставке можно увидеть предметы, созданные по его эскизам, рассказал старший научный сотрудник музея политической истории Алексей Бойко: "Нам удалось найти в нашей коллекции ранние образцы продукции – тарелки, выполненные самим Чехониным или созданные под его влиянием. Этот стиль, по меткому выражению современников, "императорско-советский ампир", очень долго влиял на все, что выпускалось на заводе. Мы представляем тарелки и других авторов, где видно влияние Чехонина. Даже в 1967 году мы можем проследить его влияние, например, на тарелках. Еще из интересной продукции – живописные тарелки из серии "Союз нерушимый" автора Смирновой. Это уже 1983 год. Мы представляем и мелкую пластику. Выставка представляет несколько разделов – это разнообразные юбилеи, труд, образование, изображение Ленина.
С изменением политической ситуации в стране менялись и агитационная тематика, стилистика, художественные приоритеты. Постепенно авторы уходили от прямой агитации, не утратив при этом функции отражения идей социализма. Пришло новое поколение выдающихся художников – Эдуард Криммер, Анна Лепорская, Владимир Семенов, чьи работы можно увидеть на выставке. В Музее политической истории хранится значительная коллекция агитационного фарфора, которая начала формироваться еще в 1919 году. На выставке демонстрируется большая часть музейного собрания. Многие из предметов, особенно позднего периода, показаны впервые.