"ВЧК. 80 дней в Петрограде"

 

10 декабря 1917 года  на Гороховую 2, в здание бывшего градоначальства вошли  23 человека.  Так  началась работа   Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Новая власть объявила беспощадную войну спекулянтам, бандитам,  погромщикам и шпионам. Всего  80 дней, проведенных первыми чекистами  в Петрограде, вошли в историю как  "романтический" период новой спецслужбы. О том, как проходили съемки  документального фильма "ВЧК. 80 дней в Петрограде" на канале "Россия 1 Санкт-Петербург" рассказывают автор сценария Наталья Колесова, режиссер Роман Кощиенко и ведущий Егор Лесников.


 

Наталья Колесова, автор сценария:

Когда приступили к работе, выяснилось,  что до сегодняшнего времени не было ни одного документального фильма о первых днях Всероссийской чрезвычайной комиссии в Петрограде, о том как всё начиналось. Для меня  браться за написание сценария к 100-летию ВЧК было делом нелегким: архивные документы сохранились частично, участников тех событий уже нет в живых, да и воспоминаний они практически не оставили.  Кинохроники тех лет тоже не так много, как хотелось бы. И здесь нам очень помогли специалисты ФСБ, предоставив статьи специальных исторических сборников "Следствие  продолжается", а их автор–составитель Владимир Егерев выступает в нашем фильме еще и в качестве эксперта.  Историки,  писатели, современные сотрудники ФСБ дали оценку тем далеким событиям. Атмосферу исторической достоверности помог создать нам родной город. Съемки  проходили в здании первого советского правительства – Совета народных комиссаров – в Смольном, и на Гороховой, 2, где располагалась ВЧК, сейчас там музей.  Сцены реконструкций  снимали достоверно  в тех местах, где  100 лет назад ВЧК проводила свои первые операции по борьбе с преступниками и контрреволюционерами. Как всегда, съемки не обошлись без курьезов: представьте – ночь, арка дома 46 по Литейному проспекту.  Съемочная группа выставляет свет – мощные прожекторы высвечивают дворик и часть арки, зловещие блики скользят по решетке ворот,  мимо ходит   Дзержинский,  люди в кожанках.  За колоннами притаились чекисты – реконструкторы с револьверами… Снимается сцена задержания сотрудника министерства внутренних дел Кондратьева, который был одним из заговорщиков по делу о саботаже "Союза Союзов"…  И вдруг  из темноты раздается вопрос: " А разрешение на съемку у вас есть?" Представитель ТСЖ этого дома  потребовала от нас разрешение на съемки. Потом мы шутили, что бдительность жителей города за 100 лет не изменилась.


Роман Кощиенко, режиссер

52 минуты – а это хронометраж фильма  -  даже мало для этой истории, потому что много осталось за кадром. У нас есть эпизоды реконструкции внутри фильма. Основные съемки проходили в главном "чекистском" месте Гороховая, 2. Снимали также в Смольном, в музее "Истории железных дорог России", ну и, конечно же, на улицах  города – подлинной исторической площадкой.  Через киношный взгляд хочется увлечь зрителя этой историей. Мы с оператором-постановщиком Александром Волковым решили все сцены реконструкций снимать максимально приближенными по изображению к игровому кино, для чего использовали специальный свет. Каждый кадр выстраивался отдельно: ракурс, блики на предметах и  лицах, выразительность взгляда. Костюмы тоже очень тщательно выбирались, чтобы избежать исторической неточности, за это спасибо нашему художнику Светлане Буряковой.  Сцены реконструкций хоть и не продолжительные, но, я думаю, получились убедительными.


 

Егор Лесников, актер театра и кино, ведущий

Я репетировал главную роль в спектакле "Милый друг", готовил в театре роль Остапа – сына Тараса Бульбы, и вдруг мне поступило предложение стать ведущим  в телевизионном проекте  телеканала "Россия 1 - Санкт-Петербург" - "ВЧК. 80 дней в Петрограде" Представляете, где герой любовник или лихой казак, а где –  чекист?  Для меня – это первый опыт участия в телевизионном документальном проекте,  очень интересная, и в то же время, сложная тема. Ведь надо прочувствовать и достоверно передать те неоднозначные драматические события, которые происходили 100 лет назад. Сценарий построен таким образом, что я одновременно выступаю в двух ролях – ведущего и чекиста - разведчика "под прикрытием". Причем, чекист – а у него есть реальный прототип – Иван Ильин, становится первым внедренным в группу белогвардейцев, которых готовят к отправке на Дон в армию генерала Корнилова. На съемочной площадке произошла удивительная встреча с заслуженным артистом России Петром Журавлевым, который играет роль главы ВЧК Дзержинского. Я с детства ходил на спектакли с его участием. Теперь же, в этом проекте – я сыграл его молодого соратника… В течение часа, иногда, я менялся  мгновенно – вот я  современный ведущий… 10 минут -  и вот уже чекист с трехдневной щетиной. Потрясающая работа гримера.

Самой большой трудностью для меня, конечно, было огромное количество текста. Когда смотришь на ведущих в проектах, кажется, все дается легко. Теперь и я попробовал себя в этом амплуа и понял, что это нелегкая работа, которая, к тому же, полностью отличается от актерского ремесла. Участвовать в этом проекте безумно интересно, так как мое поколение мало что знает о том времени. Я много открываю для себя точно также, как, думаю, это откроет для себя зритель.