"ВЧК. 80 дней в Петрограде"
10 декабря 1917 года на Гороховую 2, в здание бывшего градоначальства вошли 23 человека. Так началась работа Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Новая власть объявила беспощадную войну спекулянтам, бандитам, погромщикам и шпионам. Всего 80 дней, проведенных первыми чекистами в Петрограде, вошли в историю как "романтический" период новой спецслужбы. О том, как проходили съемки документального фильма "ВЧК. 80 дней в Петрограде" на канале "Россия 1 Санкт-Петербург" рассказывают автор сценария Наталья Колесова, режиссер Роман Кощиенко и ведущий Егор Лесников.
Наталья Колесова, автор сценария: Когда приступили к работе, выяснилось, что до сегодняшнего времени не было ни одного документального фильма о первых днях Всероссийской чрезвычайной комиссии в Петрограде, о том как всё начиналось. Для меня браться за написание сценария к 100-летию ВЧК было делом нелегким: архивные документы сохранились частично, участников тех событий уже нет в живых, да и воспоминаний они практически не оставили. Кинохроники тех лет тоже не так много, как хотелось бы. И здесь нам очень помогли специалисты ФСБ, предоставив статьи специальных исторических сборников "Следствие продолжается", а их автор–составитель Владимир Егерев выступает в нашем фильме еще и в качестве эксперта. Историки, писатели, современные сотрудники ФСБ дали оценку тем далеким событиям. Атмосферу исторической достоверности помог создать нам родной город. Съемки проходили в здании первого советского правительства – Совета народных комиссаров – в Смольном, и на Гороховой, 2, где располагалась ВЧК, сейчас там музей. Сцены реконструкций снимали достоверно в тех местах, где 100 лет назад ВЧК проводила свои первые операции по борьбе с преступниками и контрреволюционерами. Как всегда, съемки не обошлись без курьезов: представьте – ночь, арка дома 46 по Литейному проспекту. Съемочная группа выставляет свет – мощные прожекторы высвечивают дворик и часть арки, зловещие блики скользят по решетке ворот, мимо ходит Дзержинский, люди в кожанках. За колоннами притаились чекисты – реконструкторы с револьверами… Снимается сцена задержания сотрудника министерства внутренних дел Кондратьева, который был одним из заговорщиков по делу о саботаже "Союза Союзов"… И вдруг из темноты раздается вопрос: " А разрешение на съемку у вас есть?" Представитель ТСЖ этого дома потребовала от нас разрешение на съемки. Потом мы шутили, что бдительность жителей города за 100 лет не изменилась. Роман Кощиенко, режиссер 52 минуты – а это хронометраж фильма - даже мало для этой истории, потому что много осталось за кадром. У нас есть эпизоды реконструкции внутри фильма. Основные съемки проходили в главном "чекистском" месте Гороховая, 2. Снимали также в Смольном, в музее "Истории железных дорог России", ну и, конечно же, на улицах города – подлинной исторической площадкой. Через киношный взгляд хочется увлечь зрителя этой историей. Мы с оператором-постановщиком Александром Волковым решили все сцены реконструкций снимать максимально приближенными по изображению к игровому кино, для чего использовали специальный свет. Каждый кадр выстраивался отдельно: ракурс, блики на предметах и лицах, выразительность взгляда. Костюмы тоже очень тщательно выбирались, чтобы избежать исторической неточности, за это спасибо нашему художнику Светлане Буряковой. Сцены реконструкций хоть и не продолжительные, но, я думаю, получились убедительными.
Егор Лесников, актер театра и кино, ведущий Я репетировал главную роль в спектакле "Милый друг", готовил в театре роль Остапа – сына Тараса Бульбы, и вдруг мне поступило предложение стать ведущим в телевизионном проекте телеканала "Россия 1 - Санкт-Петербург" - "ВЧК. 80 дней в Петрограде" Представляете, где герой любовник или лихой казак, а где – чекист? Для меня – это первый опыт участия в телевизионном документальном проекте, очень интересная, и в то же время, сложная тема. Ведь надо прочувствовать и достоверно передать те неоднозначные драматические события, которые происходили 100 лет назад. Сценарий построен таким образом, что я одновременно выступаю в двух ролях – ведущего и чекиста - разведчика "под прикрытием". Причем, чекист – а у него есть реальный прототип – Иван Ильин, становится первым внедренным в группу белогвардейцев, которых готовят к отправке на Дон в армию генерала Корнилова. На съемочной площадке произошла удивительная встреча с заслуженным артистом России Петром Журавлевым, который играет роль главы ВЧК Дзержинского. Я с детства ходил на спектакли с его участием. Теперь же, в этом проекте – я сыграл его молодого соратника… В течение часа, иногда, я менялся мгновенно – вот я современный ведущий… 10 минут - и вот уже чекист с трехдневной щетиной. Потрясающая работа гримера. Самой большой трудностью для меня, конечно, было огромное количество текста. Когда смотришь на ведущих в проектах, кажется, все дается легко. Теперь и я попробовал себя в этом амплуа и понял, что это нелегкая работа, которая, к тому же, полностью отличается от актерского ремесла. Участвовать в этом проекте безумно интересно, так как мое поколение мало что знает о том времени. Я много открываю для себя точно также, как, думаю, это откроет для себя зритель. |