Слушайте по первой программе городской и областной трансляционной сети, и на частоте УКВ 66,3 МГц
11-03-2021 В России отмечается 115-летие подводных сил страны
19 марта 1906 года по указу императора Николая Второго подводные лодки были включены в классификацию судов военного флота. Вячеслав Чуманов напомнит историю праздника.
Строго говоря, первый российский подводный корабль был построен плотником Главного Адмиралтейства Ефимом Никоновым в 1720 году. В присутствии Императора Петра I на озере Разлив "потаенное судно" вооружённое десятью медными трубами для зажигательных ракет было испытано. После Петра субмарину уничтожили. И только в 1903 году на вооружение поступил построенный на Балтийском заводе подводный миноносец "Дельфин". Во время русско-японской войны и Первой мировой русские субмарины отличиться не смогли. Первую победу нашим подводникам удалось одержать против иностранных интервентов в годы Гражданской войны, отметил старший научный сотрудник Музея истории подводных сил России имени Маринеско - Юрий Ведерников. "Первый боевой результат полученный советским подводным флотом состоялся 31 августа 1918 года. Тогда подводная лодка под командованием Александра Бахтина атаковала и потопила корабль интервентов - английский миноносец "Виттория". Такие действия Балтийского флота заставили англичан снизить свою боевую активность. А к концу 1919 года английская эскадра и вовсе прекратила боевые действия и покинула наши воды". В годы Великой Отечественной войны подводники потопили около сотни кораблей и трёхсот транспортов противника. Подводная лодка С-13 под командованием Александра Маринеско за один поход уничтожила два корабля. На дно пошли обученные экипажи для 80 немецких субмарин. Английские историки оценили этот подвиг как "атаку века". По пути к родным берегам был уничтожен ещё один немецкий транспорт - "Штойбен". В послевоенное время и сейчас подводный флот России по–прежнему надёжно обеспечивает выполнение задач в Мировом океане, считает один из создателей первой отечественной атомной субмарины "Ленинский комсомол", главный конструктор Петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" - Радий Шмаков. "Не мы первые создали атомные подводные лодки. Это был наш ответ тем, кто создавал подобные корабли. И мы были обязаны и должны создавать такие корабли, чтобы защищать наши границы. Т.е. нить времени продолжается и корабли будут построены. Всё можно сделать. Для этого нужно только умное руководство, умная политика и отлаженная система". Баллистические ракеты конструкции Сергея Королёва впервые в мире были запущены с советской подлодки. А космонавт Юрий Гагарин, однажды побывав на подводном крейсере даже пошутил, что лучше пять раз в космос слетать, чем один раз под воду опуститься. Сила духа и любовь к флоту отражены в девизе Петербургского клуба моряков подводников: "Подводный флот - это не работа, не служба и не вид деятельности. Это Судьба и Религия!"