26-04-2021
В Петербурге обсудили проблемы популяризации технического наследия
В Музее городского электротранспорта прошла первая в России научно-техническая конференция "Популяризация технического наследия в музее". На форуме был рассмотрен ряд проблемных вопросов, связанных с использованием образовательного и профориентационного потенциала технических музеев. С подробностями Вячеслав Чуманов.
Конференция объединила музейных специалистов, историков, коллекционеров, представителей научных и образовательных организаций. Замдиректора по науке и технике Центрального музея связи имени Попова Нина Борисова рассказала о первом в мире виде электросвязи, изобретённом в России - электромагнитном телеграфе. Учёный и дипломат Павел Шиллинг показал аппарат в 1832 году. Друг поэта Александра Пушкина проложил линию связи между Зимним дворцом и зданием Министерства путей сообщения. "Был контакт непосредственно с Николаем I. Шиллинг заведовал шифровальным отделением МИДа. Это изобретение телеграфного аппарата не было случайным. Он был шифровальщик. Поэтому ему легче было использовать то, что предложил Ампер с помощью стрелок передавать информацию. Шиллинг привёл аппарат к компактному виду путём изобретения телеграфного кода. В художественных музеях всё легче. А вот популяризировать технику сложно. Надо показать эволюцию, принцип действия. Надо заинтересовать посетителей. Поэтому велика доля интерактивных экспонатов. Экспонаты должны быть вандалоустойчивыми. Потому что дети шаловливыми ручонками всё быстро ломают. А с другой стороны, если не дать им этой возможности, они не будут проявлять любознательность и развивать свои творческие способности". Ценностные ориентиры современных технических музеев описала в своём докладе директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко: "Единственный вид городского транспорта, который был создан в России, —это трамвай. Всё остальное, не менее прекрасное, что мы используем в системе городского и общественного транспорта: автобусы, троллейбусы и наш советский автопром, всё-таки имел хорошие практики, пришедшие к нам с запада. Видимо очень сильно было лобби конки в Петербурге. И конка блокировала движение трамваев по земле всеми возможными способами. Поэтому трамваи, и это удивительный факт, служили в Петербурге зимним, ледовым видом транспорта. Они перевозили граждан по специально проложенным путям по льду рек и каналов". После деловой части участников первой конференции по популяризации технического наследия пригласили на экскурсию по историческому центру Петербурга. Гостей прокатили на легендарном трамвае, прозванном в народе "Американка".