26-07-2021
О выдающихся произведениях монументальной скульптуры рассказывает постоянная экспозиция музея городской скульптуры
Новая постоянная экспозиция открылась в музее городской скульптуры. Она рассказывает о монументальной скульптуре Петербурга, во многом определившей облик города. Представлены как известные памятники, так и проекты, которые не были реализованы. Елена Медведева - с подробностями.
Петербург по праву называют родиной русской монументальной скульптуры. Именно здесь зародилась и на протяжении трех столетий развивается отечественная школа монументальной пластики. Наиболее значимые в историческом и художественном отношении памятники вошли в состав коллекции музея городской скульптуры, который со дня своего основания в 1939 году занимается изучением, охраной и реставрацией скульптурных произведений, находящихся в условиях городской среды, на открытом воздухе. Наиболее яркие образцы и примеры таких произведений представлены в новой экспозиции. Центральное место в экспозиции занимает модель памятника Петру Первому - Медный всадник. Скульптура стала первым монументом России, рассказала куратор выставки Надежда Ефремова: "Не случайно мы поместили его в центр экспозиции, он стал не только первым памятником России, но и символом нашего города, петровских преобразований, чудом инженерной мысли. Когда Петр усилием воли останавливает вздыбленного над пропастью коня, это символ петровских преобразований. Не случайно вокруг него столько легенд, поэтические произведения были посвящены этому шедевру. Здесь можно разглядеть вблизи портрет Петра, созданный ученицей Фальконе Мари Кало".
В составе экспозиции - модели памятников выдающихся скульпторов, ставшие украшением города. Здесь и знаменитые кони Петра Клодта, и ангел-хранитель Огюста Монферрана, увенчавший Александровскую колонну, и памятник Пушкину работы Опекушина и многие другие знаменитые произведения. Революционные потрясения не изменили сущности монументального творчества, но особое место в этом виде искусства заняла Великая Отечественная война, что видно из представленных экспонатов. Значительный раздел посвящен произведениям 20 и 21 веков. Есть и те, что пока не воплощены в жизнь, говорит Надежда Ефремова: "Есть модель памятника Анне Ахматовой для сада Фонтанного дома, к сожалению, не реализованный проект скульптора Ерошенко. В каждой черте этого произведения мы можем проследить тонкую организацию души этой поэтессы. Скульптор Евгений Ротанов очень давно прорабатывает образ Блока, памятника которому нет в Петербурге, очень жаль, что представленный проект памятника не реализован. Произведение замечательное, очень петербургское".
Ощутить атмосферу петербургских площадей и улиц позволяют графические произведения из фондов музея. Представлены исторические городские панорамы, укромные уголки Петербурга Достоевского, знакомые современному горожанину места.