06-09-2021
В Петербург вернулась блокадная реликвия
В музей Горэлектротранса из Новосибирска доставили два чудом сохранившихся вагона трамвая типа ПС – прицепной стальной. В годы войны в них перевозили защитников осаждённого города. А в 60-е они были переправлены для дальнейшей эксплуатации в Сибирь. С подробностями - Вячеслав Чуманов.
Считалось, что вагонов серии ПС (прицепной стальной) вообще не сохранилось. Отработав в Сибири, вагоны пошли на списание. Один стал бытовкой на заводе, второй попал на базу отдыха. Так бы и ржавели дальше, если бы не фотография в Интернете. Два года понадобилось на согласование документов с собственниками. И только сейчас, к годовщине начала блокады, раритеты вернулись на берега Невы. Двусторонние прицепные вагоны серии ПС входили в состав поездов серии МС, "Моторный стальной". Так в 30-е годы прошлого века, сошедшие с конвейера Путиловского завода трамваи, стали заменять старые составы- английские "Бреши", закупленные ещё царским правительством, пояснил специалист по истории трамвая, реставратор Максим Ляденко: "В 27 году "Красный путиловец", ныне Кировский завод, начал выпуск вагонов МС, а с 29 года выпуск этих вагонов—ПС. Отличительная особенность то, что у них каркас кузова из стали. Во всех дореволюционных трамваях был их дерева, а здесь стальной. Эта особенность сделала вагоны МС и ПС неубиваемыми". Доставленные за четыре тысячи км из Новосибирска вагоны в плачевном состоянии. Сняты колёса, выбиты окна, наклеены обои. В Петербург уникальная реликвия вернулась благодаря производителю современных трамваев –компании "Транспортные системы". Сибирские вагоны отреставрируют и сцепят с моторным, чтобы создать исторический трамвай, отметил начальник по производству колёсного транспорта Руслан Баранов. "У нас есть площадка в Твери - Тверской механический завод электротранспорта. На нём можно сделать всё что угодно. Чертежи на это всё есть. Они хранились в архиве и благополучно сохранились. В чертежах всё доходчиво и понятно. И мы изготовим и колёса и рессоры и установим на вагоны. Восстановим исторический подлинный облик". С началом войны весь автомобильный транспорт был мобилизован на фронт. Трамвайщики взяли на себя перевозку войск, боеприпасов и техники в черте города. Трамвайные пути превратились во фронтовые магистрали. Но 8 декабря 41 года подача электроэнергии прекратилась. По дну Ладоги был проложен секретный кабель. И после четырёхмесячного перерыва, 8 марта 42 года отрылось грузовое трамвайное движение. А 15 апреля на линию вышли и пассажирские поезда. Составы серии "моторный и прицепной стальной" выпускались на линии в первую очередь. Ведь они достаточно легкие и в крайнем случае пассажиры могли вытолкать вагон из сугроба. Учёные подсчитали, что, благодаря тому, что запустили трамвай, каждый ленинградец экономил 400 калорий в день. Что такое 400 калорий? Норма хлеба 125 грамм - это примерно 200 калорий. Так что трамваи экономили каждому ленинградцу два дня жизни.