27-10-2021
Вместо тетрадей и ручек – монитор и компьютерная мышка
Будут ли в вузах готовить геймеров? В Петербурге серьезно задумываются о введении в высших учебных заведениях программ по киберспорту. Об образовательном потенциале компьютерных игр и о влиянии киберспорта на здоровье – в материале Кирилла Андреева.
"Хватит играть в компьютер, когда ты учиться будешь?" Такие вопросы скоро могут уйти в прошлое. О лекциях и семинарах, где бы студентов обучали играть в видеоигры, речь еще не идет. Да и федеральный государственный образовательный стандарт для киберспорта пока отсутствует. Но зато активно развиваются смежные с компьютерным спортом направления. Так, в университете имени Бонч-Бруевича упор сделали на обучение программированию, организации Интернет-трансляций, работе с базами данных. Эти дисциплины вполне могут быть применимы в сфере компьютерных игр, рассказал начальник Студенческого культурно-досугового центра вуза Артур Годлевский: "Поскольку компьютерный спорт – вещь узкоспециализированная, и учить играть людей, студентов, на мой взгляд, не совсем рационально, а дав эти компетенции, они смогут потом применить их в своей карьере, не только в компьютерном спорте, потому что у нас сейчас идет такая серьезная цифровая трансформация всех видов деятельности человека". Видеоигры давно уже перестали быть просто развлечением для подростков. Это – сверх динамичное зрелище, за которым наблюдают миллионы Интернет-пользователей по всему миру. Гонорары игроков тоже, кстати, исчисляются миллионами – но уже долларов. Тренировки у топовых геймеров отнимают по тринадцать часов в сутки. Эти нагрузки сравнимы с режимом подготовки профессиональных спортсменов, считает доцент кафедры психологии университета имени Герцена Ирина Богдановская: "Киберспорт – это интеллектуальный спорт с тяжелым режимом тренировок, с огромной конкуренцией. Любая видеоигра тестирует такие свойства геймеров, как скорость реакции, быстрый сбор и обработка информации, принятие оригинального решения в связи с игровой ситуацией, умение мыслить стратегически, быстро принимать решения". Но, отмечают медики, у медали киберспорта есть и обратная сторона. Среди негативных для здоровья факторов, или, как сказали бы геймеры – дэмеджа – заболевания, связанные с сидячим образом жизни и неправильным режимом питания. Часто появляется усиление чувства тревоги. В отдельных случаях даже наблюдается депрессия. Поэтому врачи предупреждают: грань между киберспортом и зависимостью от компьютерных игр – очень тонкая. А виртуальная реальность по-прежнему не может полностью заменить собой окружающую действительность.