12-11-2021
170 лет исполняется железной дороге Петербург-Москва
Движение по Николаевской железной дороге между Петербургом и Москвой было открыто 13 (по старому стилю 1) ноября 1851 года. А 11 ноября 1837 года открылась Царскосельская железная дорога – первая в России магистраль. О том, какое значение это имело для развития страны, в репортаже Артема Сащенко.
Сегодня уже не представить себе, что две российских столицы не связывает стальная нить железной дороги, а расстояние в 675 верст мы преодолеваем не за 3 с половиной часа на Сапсане, а трясемся пятеро суток в кибитке. С идеей возведения железнодорожной ветки между Москвой и Петербургом к императору Николаю Первому еще в 1834 году обратился австрийский инженер Антон фон Герстнер. Император, озабоченный вопросами транспортной логистики в стране с гигантскими расстояниями, идею горячо поддержал. Но окружение его мнение не разделяло. Главным противником бизнес-идеи был министр финансов Егор Канкрин - он был уверен, что именно бездорожье спасло Россию в 1812 году, не дав армии Наполеона получить столь необходимые припасы и подкрепление. И если случится новое вторжение в страну, она от "новомодных транспортных приблуд" только проиграет. В этом вопросе выступил ретроградом даже Пушкин, который был убежден, что железные дороги не приспособлены к российскому снежному климату. Но император был непреклонен. И в 1841 году инженеры Мельников и Крафт отправляются в Европу и Америку знакомиться с зарубежным опытом. А спустя год для строительства дороги создается специальный комитет, возглавил который наследник престола – будущий император Александр Второй. Проект магистрали утверждал лично государь. Идею проложить путь через Новгород отмели – получалось на 30 км длиннее и гораздо дороже. Николай прочертил на карте практически прямую линию. Небольшая дуга у деревни Веребье породила байку о том, что император наткнулся на приложенный к линейке палец. На самом деле, пути пролегали через Валдайскую возвышенность, и выяснилось, что необходим объезд Веребинского подъема. Но это случилось много позже, через несколько лет после введения дороги в строй. А пока идет 1842 год. На месте будущей магистрали проводятся первые рекогносцировочные изыскания. И даже они порождают ропот среди местных жителей и массу слухов, рассказывает сотрудник музея железных дорог Артем Новиков: "В двух столицах ходили слухи, что копают для поиска клада". Дорогу строили двухпутной, колея была шириной 5 футов, или 1524 мм – такие дороги строили в Америке, европейская колея гораздо уже. Рельсы отливали отечественные, укладывали на еловые пропитанные шпалы. Для механизации в США были закуплены 4 паровых экскаватора. Но в основном труд был ручным – со всей страны на строительство дороги пригнали крепостных крестьян. Они объединялись в артели, и если кто-то из них заболевал, расходы на лечение вычитались из заработка всей артели. Крестьяне умирали от холода, голода и эпидемий. Картины тяжелого труда строителей железной дороги нам хорошо знакомы со школьной скамьи благодаря стихотворению Николая Некрасова. Дорога была уникальна тем, что строилась по принципу единого инженерно-архитектурного ансамбля. Здания вокзалов в двух столицах архитектор Константин Тон создавал по типовым проектам. В архитектурном облике использовал мотивы ратуш западно-европейских городов: в центре башенка с часами, по бокам арки для проезда карет. Участки дороги открывались постепенно, по мере готовности. Первым в 1847 году стал перегон Санкт-Петербург – Колпино, затем открылось движение до станции Чудово, а участок от Вышнего Волочка до Твери первым инспектировал сам император. Николай вместе с августейшими особами в специальном царском поезде первым проехал и по всей магистрали из Петербурга в Москву В ноябре 1851 года - на празднование 25-летия коронации. 1 ноября дорогу открыли для всеобщего пользования. Ее ждал ошеломительный успех - билеты раскупались, как горячие пирожки. Вот как описывала это событие газета "Северная пчела": "С утра большое количество людей скопилось пред станцией и наполнило обширные сени. В одном отделении записывали виды проезжающих, в другом - продавали билеты, в третьем - принимался багаж пассажиров. В вагонах первого класса устроены для пассажиров покойные сени, в которых можно растянуться и уснуть. Вагоны второго класса уступают первому только изяществом отделки, а не удобством: просторно, светло, уютно. Места третьего класса, назначенного для простого люда, просторные, скамьи снабжаемы спинками. Вагоны, кстати, и пассажирские, и товарные – строили в Петербурге на Александровском чугунно-литейном заводе. Ровно в 11.00 прозвучал колокольчик и поезд со 192 пассажирами двинулся в путь. Многие объясняли движение тем, что в котлах паровоза бесовская сила, бабы на станциях провожали состав ритуальными плясками, изгоняющими дьявола. Первый поезд прибыл в Москву в 9 утра следующего дня. Этот исторический момент приближали 8 с половиной лет. Он стоил государственной казне 66 млн 850 тысяч рублей серебром, сотен жизней крестьян, но стал триумфом отечественных инженеров и зодчих. И был бы невозможен без предшественника – маленькой железной дороги из Петербурга в Царское Село – резиденцию российских императоров. Скептики тоже считали ее ненужной царской забавой. Но это детище Франца Герстнера стало основой всего железнодорожного строительства Российской империи. И на всю Европу прославило дачный пригород Павловск, когда длину трассы увеличили до 27 километров. Для этой дороги все закупалось за рубежом: рельсы, стрелочные переводы, крепления, подвижной состав. Вагоны, больше напоминавшие повозки, из Бельгии, паровозы из Британии, причем они подключались только по выходным, а в будние дни – вагоны двигала лошадиная тяга. Чтобы привлечь пассажиров, фон Герстнер обратился к опыту британцев и открыл на конечной станции в Павловске филармонию - самый роскошный в России вокзал, иногда работавший бесплатно. Он стал настолько популярным в империи, что с тех пор все железнодорожные станции в стране по аналогии в ним стали называть вокзалами. Заместитель директора музея-заповедника «Павловск» Светлана Федорова рассказала, кого приглашали выступать в Павловском вокзале: "Анна Павлова здесь выступала. Выдающиеся музыканты своего времени. 10 сезонов здесь дирижировал Иоганн Штраус-младший". Открытая в 1837 году, Царскосельская дорога просуществовала почти 100 лет. Здание вокзала полностью было утрачено в годы Великой Отечественной войны, осталась лишь небольшая пристройка. Сотрудники музея-заповедника надеются, что удастся воссоздать если не дорогу, то хотя бы здание Павловского музыкального вокзала, говорит директор ГМЗ Павловск Вера Дементьева: "Это очень сложно, но мы ведем переговоры с РЖД". Ну, а Николаевская, а ныне Октябрьская железная дорога между Петербургом и Москвой – это уже неотъемлемая часть истории страны и жизни миллионов людей. За год она перевозит до миллиарда пассажиров, скоро по ней полетят беспилотные поезда и расстояние между столицами сократится еще на полтора часа. О ней слагают песни, снимают кино, она стала частью культурного ландшафта. И продолжает сближать два главных российских города – Москву и Петербург.