"РОССИЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
 

НАВИГАТОР

ПРЯМОЙ ЭФИР 66,3 МГц





НОВОСТИ

Слушайте по первой программе городской и областной трансляционной сети, и на частоте УКВ 66,3 МГц

12-11-2021
170 лет исполняется железной дороге Петербург-Москва

Движение по Николаевской железной дороге между Петербургом и Москвой было открыто 13 (по старому стилю 1) ноября 1851 года. А 11 ноября 1837 года открылась Царскосельская железная дорога – первая в России магистраль. О том, какое значение это имело для развития страны, в репортаже Артема Сащенко.

Сегодня уже не представить себе, что две российских столицы не связывает стальная нить железной дороги, а расстояние в 675 верст мы преодолеваем не за 3 с половиной часа на Сапсане, а трясемся пятеро суток в кибитке. С идеей возведения железнодорожной ветки между Москвой и Петербургом к императору Николаю Первому еще в 1834 году обратился австрийский инженер Антон фон Герстнер. Император, озабоченный вопросами транспортной логистики в стране с гигантскими расстояниями, идею горячо поддержал. Но окружение его мнение не разделяло. Главным противником бизнес-идеи был министр финансов Егор Канкрин - он был уверен, что именно бездорожье спасло Россию в 1812 году, не дав армии Наполеона получить столь необходимые припасы и подкрепление. И если случится новое вторжение в страну, она от "новомодных транспортных приблуд" только проиграет. В этом вопросе выступил ретроградом даже Пушкин, который был убежден, что железные дороги не приспособлены к российскому снежному климату. Но император был непреклонен. И в 1841 году инженеры Мельников и Крафт отправляются в Европу и Америку знакомиться с зарубежным опытом. А спустя год для строительства дороги создается специальный комитет, возглавил который наследник престола – будущий император Александр Второй. Проект магистрали утверждал лично государь. Идею проложить путь через Новгород отмели – получалось на 30 км длиннее и гораздо дороже. Николай прочертил на карте практически прямую линию. Небольшая дуга у деревни Веребье породила байку о том, что император наткнулся на приложенный к линейке палец. На самом деле, пути пролегали через Валдайскую возвышенность, и выяснилось, что необходим объезд Веребинского подъема. Но это случилось много позже, через несколько лет после введения дороги в строй. А пока идет 1842 год. На месте будущей магистрали проводятся первые рекогносцировочные изыскания. И даже они порождают ропот среди местных жителей и массу слухов, рассказывает сотрудник музея железных дорог Артем Новиков: "В двух столицах ходили слухи, что копают для поиска клада". Дорогу строили двухпутной, колея была шириной 5 футов, или 1524 мм – такие дороги строили в Америке, европейская колея гораздо уже. Рельсы отливали отечественные, укладывали на еловые пропитанные шпалы. Для механизации в США были закуплены 4 паровых экскаватора. Но в основном труд был ручным – со всей страны на строительство дороги пригнали крепостных крестьян. Они объединялись в артели, и если кто-то из них заболевал, расходы на лечение вычитались из заработка всей артели. Крестьяне умирали от холода, голода и эпидемий. Картины тяжелого труда строителей железной дороги нам хорошо знакомы со школьной скамьи благодаря стихотворению Николая Некрасова. Дорога была уникальна тем, что строилась по принципу единого инженерно-архитектурного ансамбля. Здания вокзалов в двух столицах архитектор Константин Тон создавал по типовым проектам. В архитектурном облике использовал мотивы ратуш западно-европейских городов: в центре башенка с часами, по бокам арки для проезда карет. Участки дороги открывались постепенно, по мере готовности. Первым в 1847 году стал перегон Санкт-Петербург – Колпино, затем открылось движение до станции Чудово, а участок от Вышнего Волочка до Твери первым инспектировал сам император. Николай вместе с августейшими особами в специальном царском поезде первым проехал и по всей магистрали из Петербурга в Москву В ноябре 1851 года - на празднование 25-летия коронации. 1 ноября дорогу открыли для всеобщего пользования. Ее ждал ошеломительный успех - билеты раскупались, как горячие пирожки. Вот как описывала это событие газета "Северная пчела": "С утра большое количество людей скопилось пред станцией и наполнило обширные сени. В одном отделении записывали виды проезжающих, в другом - продавали билеты, в третьем - принимался багаж пассажиров. В вагонах первого класса устроены для пассажиров покойные сени, в которых можно растянуться и уснуть. Вагоны второго класса уступают первому только изяществом отделки, а не удобством: просторно, светло, уютно. Места третьего класса, назначенного для простого люда, просторные, скамьи снабжаемы спинками. Вагоны, кстати, и пассажирские, и товарные – строили в Петербурге на Александровском чугунно-литейном заводе. Ровно в 11.00 прозвучал колокольчик и поезд со 192 пассажирами двинулся в путь. Многие объясняли движение тем, что в котлах паровоза бесовская сила, бабы на станциях провожали состав ритуальными плясками, изгоняющими дьявола. Первый поезд прибыл в Москву в 9 утра следующего дня. Этот исторический момент приближали 8 с половиной лет. Он стоил государственной казне 66 млн 850 тысяч рублей серебром, сотен жизней крестьян, но стал триумфом отечественных инженеров и зодчих. И был бы невозможен без предшественника – маленькой железной дороги из Петербурга в Царское Село – резиденцию российских императоров. Скептики тоже считали ее ненужной царской забавой. Но это детище Франца Герстнера стало основой всего железнодорожного строительства Российской империи. И на всю Европу прославило дачный пригород Павловск, когда длину трассы увеличили до 27 километров. Для этой дороги все закупалось за рубежом: рельсы, стрелочные переводы, крепления, подвижной состав. Вагоны, больше напоминавшие повозки, из Бельгии, паровозы из Британии, причем они подключались только по выходным, а в будние дни – вагоны двигала лошадиная тяга. Чтобы привлечь пассажиров, фон Герстнер обратился к опыту британцев и открыл на конечной станции в Павловске филармонию - самый роскошный в России вокзал, иногда работавший бесплатно. Он стал настолько популярным в империи, что с тех пор все железнодорожные станции в стране по аналогии в ним стали называть вокзалами. Заместитель директора музея-заповедника «Павловск» Светлана Федорова рассказала, кого приглашали выступать в Павловском вокзале: "Анна Павлова здесь выступала. Выдающиеся музыканты своего времени. 10 сезонов здесь дирижировал Иоганн Штраус-младший". Открытая в 1837 году, Царскосельская дорога просуществовала почти 100 лет. Здание вокзала полностью было утрачено в годы Великой Отечественной войны, осталась лишь небольшая пристройка. Сотрудники музея-заповедника надеются, что удастся воссоздать если не дорогу, то хотя бы здание Павловского музыкального вокзала, говорит директор ГМЗ Павловск Вера Дементьева: "Это очень сложно, но мы ведем переговоры с РЖД". Ну, а Николаевская, а ныне Октябрьская железная дорога между Петербургом и Москвой – это уже неотъемлемая часть истории страны и жизни миллионов людей. За год она перевозит до миллиарда пассажиров, скоро по ней полетят беспилотные поезда и расстояние между столицами сократится еще на полтора часа. О ней слагают песни, снимают кино, она стала частью культурного ландшафта. И продолжает сближать два главных российских города – Москву и Петербург.

  Наука и техника   Артем Сащенко
Рубрика Корреспондент

Комментарии
Имя:
E-Mail:
Комментарий:
 
 

 

ПРЯМОЙ ЭФИР 99,0 FM

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ


19-04-2024
Новую концепцию музея в Рождествено представят на Набоковском фестивале

22 апреля исполняется 125 лет со дня рождения писателя Владимира Набокова. С 21 по 23 апреля в Рождествено, где находится музей-усадьба Набоковых, пройдет Набоковский фестиваль, организованный Музейным агентством
Ленинградской области. Среди фестивальных программ – создание нового музея Набокова в Рождествено, выставочные и просветительские проекты. Подробнее о ходе реставрации усадьбы расскажет Артем Сащенко.



19-04-2024
В Шлиссельбурге открылась выставка пожарной техники и оборудования

Событие посвятили сразу двум датам - Дню пожарной охраны России и Дню советской пожарной охраны. По этому случаю в Шлиссельбурге подготовили выставку пожарной техники, а в Кингисеппском района прошли межведомственные учения по организации взаимодействия при тушении крупного лесного пожара. С подробностями Владимир Снятков.



19-04-2024
В Петербурге станет светлее

60 детских и спортивных площадок получат новую современную подсветку в этом году, сообщили представители городской энергокомпании "Ленсвет". Всего до конца года запланировано подключить к наружному освещению 38 объектов – это кварталы, улицы и магистрали, скверы и парки. Подробное о планах петербургских энергетиков на ближайшие месяцы расскажет Владимир Снятков.



19-04-2024
В Петербурге пройдет финал конкурса современного оперного искусства «Диджитал опера»

24 апреля в Театре музыкальной комедии пройдет финал фестиваля современного оперного искусства и конкурса медиа-художников и режиссеров «Диджитал опера». В рамках финала в этот день состоится показ мультимедийного перфоманса “Сказки Пушкина. Жизнь как чудо”. Подробнее о фестивале расскажет Артем Сащенко.

ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург" (www.rtr.spb.ru). © 2001-2024, www.rtr.spb.ru (ртр.спб.ру). Регистрационный номер ФС 77-72201 от 24.01.2018 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Волков Виталий Юрьевич. Ответственный за содержание сайта -  Александрова Екатерина Анатольевна. Адрес электронной почты редакции ЭСМИ - webmaster@rtr.spb.ru. (812) 234-56-37. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК) и со ссылкой на сайт "www.rtr.spb.ru" (для интернет-проектов - с гиперссылкой). Для детей старше 16 лет.