Слушайте по первой программе городской и областной трансляционной сети, и на частоте УКВ 66,3 МГц
29-04-2022 В Музее железных дорог отмечают годовщину зарождения железнодорожного транспорта
Сегодня в Петербурге прошла презентация совместного интерактивного спецпроекта Российской государственной библиотеки и Музея железных дорог России. Проект посвящён зарождению отрасли железнодорожного транспорта. Организаторы приурочили презентацию к 1 мая - дате начала строительства Царскосельской железной дороги. С подробностями Вячеслав Чуманов.
Основателем железнодорожного дела в России по праву считают Императора Николая I. Царь, получивший инженерное образование, отлично понимал, что значит развитие путей сообщения для России. Многие тогда ставили под сомнение экономическую целесообразность строительства железных дорог, отдавая предпочтение шоссе и каналам. Некоторые считали, что лучше исправить течение рек, неблагоприятных для судоходства. Российская государственная библиотека представила письмо Александра Пушкина к князю Владимиру Одоевскому, написанное в 1836 году. Поэт пишет: «Некоторые возражения противу проекта неоспоримы. Например: о заносе снега. Для сего должна быть выдумана новая машина. О найме работников для сметания снега нечего и думать: это нелепость». Но всем спорам положил конец Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги. И 30 октября 1837 года был отправлен первый поезд в составе восьми вагонов. В следующем году с 30 января началось ежедневное отправление поездов до Царского Села на лошадях, а с 4 апреля 1838 года исключительно паровозною тягою. Сейчас Музей железных дорог России для участия в проекте представил аутентичные экспонаты той эпохи, отметил замдиректора учреждения Дмитрий Головкин. «В музее можно увидеть макет первой железной дороги от Петербурга до Павловска через Царское село. Макет действующий: ездит паровоз, ходят люди. Из подлинных экспонатов у нас представлен латунный билет. Первый билет, который выдавался пассажирам Царско-сельской железной дороги. А если говорить о Николаевской железной дороге, то здесь т.н. большие экспонаты: и вагоны и паровозы, которые использовались в то время». Экспозицию музея виртуально дополняют 40 документов, подобранных Российской государственной библиотекой. В спецпроекте пять разделов: «Как всё начиналось», «Как это выглядело», «Как это меняло Россию», «Как это вошло в моду» и «Что об этом писали». Здесь можно увидеть первый бизнес-план развития железной дороги 1836 года. Его представил Николаю I австрийский инженер Франц фон Герстнер «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск...», показал руководитель Проектного офиса Национальной электронной библиотеки Павел Лушников. В начальной истории железнодорожного транспорта всё было иначе. Очереди в кассах. Билеты все выписывались вручную, а это занимало время. Персонал помимо всего прочего должен был следить за порядком. Поэтому в форму входили каски и даже холодное оружие». Музей железных дорог России и Российская государственная библиотека заявили о продолжении сотрудничества. Следующий совместный интерактивный проект будет посвящён уже современному состоянию железнодорожного транспорта.