19-01-2023
В Музее железных дорог России открылась выставка «Артерии Победы»
Экспозиция посвящена 80-летию прорыва блокады Ленинграда и открытию движения по железной дороге Шлиссельбург – Поляны или, как её назвали ленинградцы, по «Дороге Победы». С подробностями Вячеслав Чуманов.
Первые фашистские снаряды в жилых кварталах Ленинграда разорвались 4 сентября 41 года. Тогда с кораблей, в том числе и с легендарной «Авроры», стали снимать артиллерийские башни и ставить их на железнодорожные платформы. Была сформирована железнодорожная морская бригада. В экспозиции представлены два сохранившихся вагона той поры: один из них - «Теплушка», а второй, пригородного сообщения. В нем размещены экспонаты, посвященные театральной и концертной деятельности в блокадном Ленинграде, пояснил начальник ОЖД Виктор Голомолзин. «Уникальная сегодня экспозиция. Открыт для посещения двухосный вагон. Мы ходили с людьми, которые пережили блокаду. Всё реконструировано до такой степени правдоподобно, что люди удивляются. Говорят, что как будто вернулись обратно в то время, когда их эвакуировали из осаждённого Ленинграда. В честь подвига железнодорожников мы регулярно проводим подобного рода мероприятия. Прежде всего для того, чтобы не потерять связь поколений. Того которое работало в те лихие времена и нынешней молодёжью, которая сегодня реально служит на РЖД». В декабре 42 года стали строить железную дорогу по Ладожскому льду. Но после прорыва блокады решили проложить ветку Шлиссельбург–Поляны уже на сухопутном участке «Коридора смерти». Трассу протяжённостью 33 км построили всего за 17 дней. Напротив Шлиссельбурга мост-эстакаду возвели полукругом, выгнутой стороной навстречу мощному напору Невы. 1200 раз фашисты разрушали пути. 200 железнодорожников погибли. Уже после войны эту магистраль ленинградцы назвали Дорогой Победы. 5 февраля 43 года из Волховстроя в Ленинград отправился первый поезд. Буквально через две недели хлебный паёк в Москве и Ленинграде сравнялся. За год эксплуатации в блокадный город доставили 150 тысяч вагонов с продовольствием, боеприпасами, и пополнением. Ведь мобилизационный ресурс в Ленинграде был исчерпан. А впереди ещё предстояли тяжёлые бои, в результате которых 27 января 1944 года была окончательно снята блокада Ленинграда. Сейчас на выставке «Артерии Победы» в Музее железных дорог России наглядно показано какой вклад в Ленинградский День Победы внесли железнодорожники страны.