02-02-2023
Открытие межмузейной выставки "Стальной путь блокадного Ленинграда"
5 февраля отмечается важная историческая дата - 80-летие со дня ввода в эксплуатацию железной дороги Поляны – Шлиссельбург. К юбилейной дате в Кировске открыли межмузейную историко-документальную выставку «Стальной путь блокадного Ленинграда». С подробностями Вячеслав Чуманов.
О Дороге Жизни проходящей по Ладожскому озеру достаточно широко известно. А теперь, по инициативе историко-краеведческого фонда «Люби свой край», открываются и неизвестные страницы Дороги Победы—33-х километровой железной дороги Поляны – Шлиссельбург. Её, всего за 17 дней, проложили сразу после прорыва блокады Ленинграда в 43 году. Впервые продемонстрированы альбомы фотографий Управления военно-восстановительных и заградительных работ Ленинградского фронта. Участники строительства железной дороги предоставили и портреты бригад 48-ой паровозной колонны Особого резерва Наркомата путей сообщения. Дорога сыграла решающую роль в обороне и снабжении города, считает ответственный секретарь Российского исторического общества в Петербурге Елена Грузнова: «И то, что в этом году выходит проект, посвящённый этой тоненькой стальной ниточке, связавшей две части нашей страны и прервавшей трагическую ситуацию блокады Ленинграда, — это большой вклад в просвещение и сохранение памяти о нашей общей Победе и о том, каким трудом эта Победа добывалась. Здесь показан подвиг людей, которые прокладывали эти железные дороги, которые ремонтировали подвижной состав. Ведь для этого не хватало инструментов, не работали нормально предприятия». О том, что через Неву - одну из самых полноводных рек Европы - был построен низкосвайный мост, знают многие. А на выставке можно увидеть и два возведённых средних моста через реки Мга и Назия и 20 малых переправ. Для увеличения пропускной способности проложили и ещё 17 км путей, пояснил директор "Центрального музея железнодорожного транспорта России" Владимир Мителенко: «В первые месяцы - февраль-март - только порядка 70 пар поездов проходило в Ленинград. В апреле проходило уже 150, а в мае 250 пар поездов курсировали в Ленинград и обратно. Были восстановлены нормы снабжения для ленинградцев на уровне всей страны. Более 75% всего груза за годы блокады перевезли по этой дороге. Подвиг этих людей безмерен». Выставка начинает работу в Музее-панораме «Прорыв блокады Ленинграда», затем переместится в Музей истории города Шлиссельбурга. Весной проект продолжит работу в Петербургском государственном университете. В завершении Центральный музей железнодорожного транспорта России разместит весь выставочный контент на площадке Центра гражданско-патриотического воспитания «Знаменосцы Победы».