Слушайте по первой программе городской и областной трансляционной сети, и на частоте УКВ 66,3 МГц
03-03-2023 Кронштадтский морской завод отмечает 165 лет со дня основания
За это время завод отремонтировал более 10 тысяч кораблей и судов. Но сейчас на предприятии приступили к диверсификации производства, чтобы остаться конкурентоспособными в судостроительной отрасли. С подробностями Вячеслав Чуманов.
Крымская война середины 19 века показала, что век парусного флота закончился. Поэтому и появилась потребность в строительстве металлических кораблей с паровыми двигателями. Поэтому в марте 1858 года в присутствии Императора Александра II и был открыт Кронштадтский Пароходный завод, который в будущем переименовали в Морской. Здесь была изготовлена броня для первого российского броненосца – канонерской лодки «Опыт». Также обшили бронёй и плавучие батареи «Первенец» и «Не тронь меня». Завод стал и пионером по изготовлению нарезной артиллерии для крепостей и флота. Во время мировых войн рабочие изготавливали плавающие артиллерийские и пулемётные огневые точки. А после Отечественной войны предприятие участвовало в строительстве научных и военных батискафов. После запуска первых спутников, в Кронштадте переоборудовали закупленные в ГДР сухогрузы под суда космической связи. Особая роль завода – ремонт кораблей-музеев. Здесь ремонтировались корабль №1 российского флота – крейсер «Аврора», ледокол-музей «Красин», первая советская АПЛ «Ленинский комсомол». В Кронштадте готовился к арктическому походу первый в мире атомный ледокол "Ленин". Ни один корабль Балтийского флота не миновал доков Кронштадта. Но сейчас заниматься только ремонтом и достроечными работами стало невыгодно, отметил генеральный директор Кронштадтского морского завода Анатолий Белоев: «На сегодняшний день судоремонт у нас близок к потолку. Мы не видим возможность увеличить выручку от объёмов судоремонта. Поэтому мы рассматриваем диверсификацию, в том числе и судостроение. И направления производства для оборудования по рыбопереработке, по нержавейке, по изготовлению металлической мебели. Если говорить о судостроении, то понятно, что мы сегодня можем говорить только о начальном этапе—о маломерном судостроении и о достроечных работах с дальнейшим развитием». В конце 19 века в Кронштадте достраивался первый в мире, сильнейший корабль своего времени башенный броненосец «Петр Великий». Здесь же проходил докование и одноимённый, уже советский, также не имеющий мировых аналогов, атомный ракетный крейсер. Но тяжёлый корабль выводили с Балтийского завода на понтонах, его осадка превышает глубину Невы. Поэтому сейчас в Объединённой судостроительной корпорации рассматривается возможность глобального увеличения габаритов сухого дока Велещинского Кронштадтского морского завода. Это позволит строить на острове Котлин крупнотоннажные суда и корабли, которые смогут без ограничений самостоятельно выходить на просторы мировых океанов.