Вы здесь: Главная > Пресса о нас > Радиомост Memento: море!  
 

Радиомост
Memento: море!



Петербург провозглашен морской столицей России. Здесь прославленные судостроительные предприятия; ведущие морение вузы; 7 яхт-клубов и свыше десятка секций парусно-гребного спорта. Наконец, в июне 2004 года при правительстве Петербурга создан Морской совет под председательством губернатора Валентины Матвиенко. Создан совет в целях «Эффективной реализации в Санкт-Петербурге национальной морской политики Российской Федерации и формируемой на ее основе государственной политики Санкт-Петербурга в области морской деятельности». Между тем в Петербурге до сих пор отсутствует внятно сформулированная официальная идеология развития города как морского. Налицо кризис парусно-гребного спорта. Умирает водный туризм. С надрывом развиваются молодежные морские программы. Под угрозой морское образование.
Именно на морском образовании и воспитании (как основе основ привития морской культуры петербуржцам) заострили внимание участники прямого эфира «Радиоклуба на Итальянской» с Наталией Савощик - Злата Бредова (секретарь постоянной комиссии по взаимодействию с общественными организациями, СМИ и молодежной политике Морского совета Санкт-Петербурга); Сергей Тимошков (капитан учебного парусника «Мир», председатель комиссии по молодежной политике Санкт-Петербургского парусного союза), Владимир Мартусь (капитан исторического фрегата «Штандарт», президент Общества морских клубов Санкт-Петербурга).



Наталия Савощик: - Для начала расскажу о проблеме, которая сложилась вокруг острова Бычий. Сейчас вокруг острова идет борьба: Морскому техническому университету, знаменитой Корабелке (у которой на острове почти 50 лет существуют яхт-клуб и шлюпочная база факультета военного обучения), не разрешали оформить право долгосрочной аренды - по причине того, что согласно ранее существовавшему Генплану через остров Бычий должен был пройти Западный скоростной диаметр. Из-за этого яхт-клуб Корабелки не мог привлечь инвесторов на долгосрочной основе и развивать территорию. Именно это сейчас вменяется в вину руководству университета, руководству яхт-клуба. В декабре минувшего года распоряжением администрации Петербурга право на эту территорию получило некоммерческое партнерство «Спортивный клуб дзюдо - «Явара-Нева» для строительства спортивно-развлекательного центра... Этот пример иллюстрирует, что не все просто в нашем городе. О том, как будет развиваться тема с яхт-клубом Морского технического университета, я попрошу рассказать Злату Бредову.

Злата Бредова: - Яхт-клуб и гребная шлюпочная база на острове Бычий используется всеми вузами Петербурга, и потеря этого мощного ресурсного центра ударит не только по студентам Корабелки. Недавно было собрано расширенное заседание секции Морского совета «Морское образование», куда входят ректоры всех морских вузов. По итогам заседания рабочая группа подготовит материалы, с которыми председатель секции обратится к председателю Морского совета или к заместителю председателя.

Н. С.: - На какое решение рассчитывает морская общественность?

3. Б.: - На пристальное рассмотрение вопроса и пересмотр решения о передаче территории в разработку некоммерческому партнерству «Спортивный клуб дзюдо «Явара-Нева».

Н. С.: - Владимир, расскажите о том, как сегодня морское сообщество видит развитие Петербурга как центра молодежного спорта и центра международного яхтенного туризма...

Владимир Мартусь: - Ситуация с островом Бычий иллюстрирует общие проблемы, существующие в Петербурге. Ключевой вопрос, на который нужно получить ответ у общественности и у правительства города: нужны пи городу морские юношеские виды спорта? Сейчас полное ощущение, что не нужны. Яхтинг как понятие не фигурирует в обсуждениях уважаемого Морского совета - это мнение я высказываю от лица 14 яхтенных организаций и стоянок маломерных судов, объединившихся недавно в Общество морских клубов. Судостроительные предприятия - ядро индустрии нашего города - нуждаются в кадрах. Но откуда возьмутся кадры, если детвора не имеет возможности даже подойти к морю? Недавно задал в интернете, на форуме, вопрос: «Что такое яхта?- Ответы были такие: это чертовски дорогая штука для супермиллионеров. Этот взгляд в корне неправильный. Но сейчас практически все участки возле воды априори начинают откоситься к элитным, и состоятельные компании готовы вкладывать туда средства для развития элитного спорта. Возникает замкнутый круг: если только элитные заведения появляются на берегах Финского залива, то стоимость занятий водными видами спорта становится недоступна для обычного жителя; соответственно количество занимающихся уменьшается, известность вида спорта и его востребованность падают... Люди уже просто не знают, что у нас есть море! Проблемы не только у «Корабелки» - у клуба «Балтиец» (известная ситуация с китайским кварталом), у клуба Института водного транспорта, да практически все народные клубы подвержены атаке серьезного бизнеса. Я ратую не за то, чтобы серьезному бизнесу не давать дорогу к воде, а за то, чтобы у молодых людей была возможность приобщиться к морю.

Н. С.: - На ваш взгляд, сегодня есть внятная политика в этой области у правительства?

В. М.: - Нет, однозначно.

Н. С.: - Морской совет может как-то повлиять на развитие ситуации?

3. Б.: - Думаю, что может. Как минимум это приглашение к диалогу всех морских структур. Совет был создан совсем недавно в этом созыве; первое заседание прошло только в октябре, и, думаю, подводить итоги мы сможем не ранее чем к концу этого года. Наша задача - за год донести информацию от тех людей, кто действительно знает море, до верховной власти и добиться реальных решений.

В. М.: - Чтобы замкнутый круг разорвать, надо в первую очередь широко информировать петербуржцев о том, что водные виды спорта есть и они могут быть доступны. Это уже шаг к тому, чтобы проводить учебные плавания и делать недорогие классы яхт.

Сергей Тимошков: - Соглашусь с тем, что говорили коллеги. Мой собственный путь на большой парусник прошел через яхт-клуб. В 72-м году я пацаном пришел в яхт-клуб потому, что кто-то в школе повесил объявление: «Центральный яхт-клуб набирает слушателей». Тогда, в 70-х годах, любой желающий, независимо от финансовых и прочих возможностей, мог прийти в клуб и заниматься столько, насколько хватит интереса. Сейчас изменилась экономическая ситуация в стране, а во многих структурах по инерции продолжают руководствоваться тем же менталитетом, который был при абсолютно другой экономической модели государства. Надо смотреть на опыт европейских стран.

Н. С.: - Вот я и хочу, чтобы вы рассказали (поскольку и вы, и капитан Мартусь имеете огромный опыт общения с международным морским сообществом), как можно в наших экономических условиях, в нашем городе решить проблему массового развития парусного спорта.

С. Т.: - Владимир правильно отметил: парусный спорт будет недорогим и доступным с какого-то порога массовости. На сегодня одна из основных задач (которая, кстати, не требует больших капитальных вложений, но требует согласованных усилий городской администрации, общественных организаций, моряков, СМИ) - пропаганда морского отдыха, морских знаний. И осознание жителями Петербурга и прочих немногих уже российских приморских городов того, что мореплавание - часть культуры.

ТЕЛЕФОН: «Меня зовут Сергей. Одни из вопросов, который прозвучал, - соответствует ли Петербург статусу морской столицы? Мне кажется, не совсем. Единственное мероприятие, которое соответствует этому статусу, - международный военно-морской салон. Как вы знаете, первый прошел в 2003 году, с очень большим успехом, приезжали иностранные делегации из 24 стран, десятки тысяч людей со всего мира приехали. Я думаю, это мероприятие по своему уровню соответствует морской столице и акцент надо бы сделать на таких серьезных мероприятиях. А яхт-клубы - просто одна из небольших частей общего морского подхода. Отдых на воде, яхты - это, конечно, замечательно, но это будет охватывать, может быть, тысячу человек, а на прошлом салоне было 100 тысяч человек».

С. Т.: - Я бы хотел возразить. Военно-морской салон - важное событие в жизни города, но, на мой взгляд, он вторичен. Проводить многочисленные подобные салоны можно в том случае, если имеется общая морская культура, если в массовом порядке жители города как-то связаны морем. Я бы сделал акцент в первую очередь на образовании молодежи. Есть ведь еще один момент - воспитательное значение морских плаваний. В английских аристократических семьях два века назад молодому человеку, который хочет сделать успешную государственную карьеру, надо было обязательно предпринять плавание в Вест-Индию. Плавание на судне позволяет не только закалить характер - оно расширяет кругозор; этот путь позволяет человеку занять достойное место в жизни независимо от экономического устройства государства.

Н. С.: - Давайте остановимся на шагах, которые необходимо предпринять сегодня правительству города в развитии темы «Петербург - морской город».


В. М.: - Первое - информация и пропаганда. Второе - решение проблемы развития баз: береговые территории надо зафиксировать, чтобы целевым
назначением они использовались именно для развития народного водного спорта. В Москве, например, составили реестр таких территорий, каждый год проводят инвестиционный конкурс, и выигрывает лучшая концепция, которая обсуждается всенародно. Получается, что именно нужные людям базы получают развитие, а те, которые не соответствуют нуждам населения, остаются за бортом. Третье: есть большое количество запретов на плавание на малых судах, и многие из этих запретов необоснованны; необходимо подвергнуть ревизии правила плавания и в акватории Финского залива, и особенно по внутренним водным путям.

Н. С.: - От кого зависят эти решения?

В. М.: - Это решения и уровня Министерства транспорта, и уровня городских и областных властей. Мы готовы сформулировать проблему и предлагать решение на всех уровнях. Четвертое, очень важное для экономики города: водный туризм - и въездной, и выездной. То, что творится при выходе яхты за границу - хотя бы в Хельсинки или Котку, - ненормально! Дважды, трижды приходится проходить пограничный контроль. Мы в России люди привычные, но финские или шведские гости не понимают, почему их проверяют сначала в форте Константин, после этого заставляют идти на Морвокзал и там стоять у необорудованного причала, опять проходить проверку; почему они обязаны на свою маленькую яхту (где три человека и одна каютка) брать лоцмана, чтобы пройти 5 миль до яхт-клуба; почему они не имеют права пройти по Неве вверх на Ладогу, на Онегу! Это очень подкашивает имидж Петербурга.

Н. С.: - Сергей, я знаю, что вы отстаиваете идею создания в Приморске перевалочной базы для международных яхт.

С. Т.: - Но мне не нравится название «перевалочная база»... Группа яхтсменов-энтузиастов создала Международный Балтийский парусный центр, который специально был зарегистрирован в Приморске. Объясню почему. До границы России и на юге (по эстонской территории), и на севере (Котка) доходит сеть европейских яхт-клубов, где цивилизованный яхтенный туризм процветает. Дойдя до нас, не многие капитаны рискуют идти дальше: не понимают, почему на полированную палубу яхты приходит пограничник в подкованных железом сапогах и ведет себя так, будто кругом враги; почему нужно проходить многочисленные изнуряющие проверки и тому подобное. Пункт в Приморске помог бы плаванию наших яхт за границу и помог бы обеспечить приход иностранных судов в Петербург. Судно открывало бы границу в Приморске, а дальнейшее плавание шло бы в режиме прочих судов, которые уже пропущены внутрь страны. Это еще и огромная экономия государственных средств на охрану границ.

Н. С.: - В какой стадии проработка этого проекта?

С. Т.: - Все идет более чем непросто. Проблема точно такая же, как в Петербурге: в Приморске земли яхт-клубов - лакомый кусок для частных компаний. Экономически выгодно построить элитный яхт-клуб на 100 - 200 членов. Членские взносы будут составлять порядка 100 тысяч долларов, вся территория будет превосходно функционировать - но только для тех 100 или 200 человек. И мы потеряем статус морской столицы. Потому что, если в море ходят на яхтах только 100 человек, мы не можем называть себя морской столицей.

Н. С.: - Сергей, в этом году «Мир» будет участвовать в международной регате, которая раньше носила название «Катти Сарк Рейс»?

С. Т.: - Безусловно. Я горжусь, что под моим командованием «Мир» дважды выигрывал главный приз регаты и оба раза в спортивных гонках занимал добрые места. Но практику на «Мире» имели возможность проходить только курсанты морского учебного заведения. Сейчас пытаемся сделать проект - организовать плавание яхты «Петр I». Это скорее финансовый эксперимент, чем плавательный: яхта уже ходила в Америку, капитан Валерий Лукин четырежды пересекал Атлантику; для нас важно, чтобы студенты и просто жители Петербурга (может, даже потенциальные спонсоры) прошли часть маршрута на этой яхте, поняли, что это такое.

ТЕЛЕФОН: «Иванов Николай, в прошлом моряк, сейчас на пенсии. Я поддерживаю целиком и полностью ваши идеи, Сергея Тимошкова давно знаю, плавал вместе с ним. Я вот что хочу сказать: во Дворце культуры моряков регулярно собираются пенсионеры-моряки. Поддержка от них тоже будет несомненной и вполне серьезной, вам стоит с ними связаться. И второе: еще поддержку оказать не мешало бы водно-моторным клубам города, их тоже могут в любой момент потеснить коммерческие структуры, а там - и моторные лодки, и парусные суда, интересные люди, интересные коллективы, идеи у молодежи возникают очень нужные».

3. Б.: - Обязательно возьмем это на заметку. Я думаю, что Общество морских клубов Санкт-Петербурга будет лидером в донесении этой идеи, потому что туда входят самые крупные водно-моторные клубы.

В. М.: - Яхтсмены до сих пор по инерции делятся на яхтсменов-гонщиков, яхтсменов, которые ходят в круизные плавания, и моряков, которые ходят на исторических кораблях. Но решение ситуации – в объединении. Сейчас непонятно даже, какой комитет в администрации города занимается водными видами спорта! Комитет по делам молодежи? По физкультуре и спорту? По туризму? Надо объединиться, чтобы эту проблему решать и статус морской столицы Петербургу все-таки вернуть не на словах, а на деле.

 

Дирекция Новости Дирекции Контакты Пресса о нас Программа передач Карта сайта Ссылки