Вы здесь: Главная > Пресса о нас > Александр Коренников: "Петербург - это мой город"  
 

Александр Коренников: "Петербург - это мой город"

Ведущий программы "События недели" на ГТРК "Санкт-Петербург" Александр Коренников рассказал, как он работает над этой передачей.

- Как построен ваш рабочий день?

А.Коренников: Это зависит как от событий, произошедших в городе, так и от содержания конкретной программы. Обычно, много времени уходит на поиск в информационных лентах интересных мнений, комментариев к событиям. Поскольку "События Недели" аналитическая программа, то довольно часто приходится общаться с представителями городской власти, политиками, политологами, социологами – теми людьми, мнение которых может быть интересно зрителям. Также мы проводим круглые столы в Телеклубе "Петербургских Вестей" на Австрийской площади. Так на этой неделе, естественно, мы обсуждали итоги выборов в городской парламент.

- Какими качествами должен обладать журналист, чтобы стать хорошим ведущим?

- Терпением. Это главное качество.

- Что бы вы посоветовали начинающим журналистам, которые хотят стать ведущими?

- В первую очередь - хорошо учиться.

- Вы хорошо учились?

- Когда я был студентом, было непростое переломное время. Старая советская система обучения развалилась, а новая система обучения журналистов еще не образовалась. По этой причине учиться было не очень интересно. Я даже год не ходил на лекции, так как практическая работа мне была интересней, чем лекции людей, которые при Сталине писали доносы на своих коллег. Однажды Марина Шишкина, нынешний декан факультета журналистики, меня пристыдила и сказала, что все равно корочки будут необходимы. Благодаря ее призыву я восстановился на факультете и закончил-таки 5 курс. Молодым ребятам я рекомендую учиться, причем не только на журфаке. Специфика профессии сегодня такова, что существует множество специализированных изданий, в которых востребованы люди с экономическим или филологическим образованием. Целая плеяда талантливых публицистов в Петербурге по образованию историки: Лев Лурье, Даниил Коцюбинский, а, например, Дмитрий Травин - экономист. Отсутствие журналистского образования не мешает им быть профессионалами и интересными людьми.

- Все чаще можно услышать мнение, что по сравнению с дикторами советского времени у нынешних ведущих стала страдать грамотность. Вы с этим согласны? Как обстоят дела с грамотностью в "Петербургских вестях"?

- Мне кажется, на петербургских телеканалах вообще неплохо обстоят дела с русским языком. В "Петербургских Вестях" есть ряд жестких требований, за соблюдением которых следят редакторы. Так, наши корреспонденты, ведущие должны избегать канцеляризмов, говорить просто, но при этом не скатываться до слишком примитивной лексики. Такие слова как "прибыл", "состоялся" редактор тут же вырезает из сюжета корреспондента. Мы общаемся со зрителем на том языке, который ему понятен. Возможно, кстати, это одна из причин высокого рейтинга "Петербургских Вестей".

- Проводит ли редакция какие-то тренинги для журналистов, специальные курсы, которые нацелены на повышение грамотности сотрудников?

- Естественно. К примеру, у нас есть человек, который занимается постановкой дикции. Некоторые из корреспондентов, я уверен, занимаются самостоятельно. Что касается меня, то когда-то давно я начинал работать на Ленинградском радио. Тогда передачи выходили в записи, и режиссер по несколько раз заставлял повторять фразу, если ему не нравилась интонация или было неправильно поставлено ударение. После такой работы грамотность вошла в привычку, которая уже 20 лет меня выручает.

- Все ли вас устраивает в вашей работе? Хотелось бы что-то изменить?

- "Вести" бурно развиваются творчески, но при этом не расширяются территориально. Сейчас мы "живем" в том же помещении, что было у редакции последние десять лет. Петербургские Вести растут, но по-прежнему существует только две небольшие комнаты (ньюсрум и редакторская комнатка), которые, к сожалению, не растягиваются. Правда, сейчас рядом реконструируется здание, которое удалось получить нашей компании. Надеюсь, в скором времени мы будем расширяться. Это вопрос ближайших лет.

- Если бы над вами не было редактора, вы бы делали программу так же или что-то изменили?

- "События недели" - неавторский продукт. На центральных каналах выходят такие программы, как "Времена" с Владимиром Познером, "Зеркало" Николая Сванидзе, где на первом плане стоит автор - человек, который имеет свое мнение. Он комментирует происходящее, задает от себя вопросы гостям. "События недели" - это итоговая аналитическая программа всех "Вестей". Я в этой программе ведущий. Возможно, моя роль несколько больше, чем роль обычного ведущего новостей: я записываю интервью, имею возможность комментировать какие-то события, факты. Кроме редактора программы, за мной еще стоит большой коллектив аналитиков. У нас есть круг экспертов, с которыми мы каждую неделю встречаемся, чтобы обсудить текущие события. На мнение этих людей, политологов, социологов, журналистов, во многом программа и опирается. Подобные встречи - та часть работы, которая всегда остается за кадром.
В той программе, которая выходит сегодня, я не хотел бы ничего менять. Мне нравится работать в таком формате.

- Кто готовит тексты для ведущего? Часто ли вы импровизируете в эфире?

- Технология выпуска телевизионных программ не позволяет импровизировать во время эфира. У нас ведущий сам для себя пишет текст. Бывает, что, к примеру, корреспондент приносит видеоряд с какого-либо события. Мы вместе с ним смотрим, что он написал, я могу что-то поправить в тексте, что-то уточнить, добавить от себя…

- Как проверяется достоверность информации, которая выдается в эфир? Кто за это отвечает?

- В ВГТРК с первого дня основания действует правило, принятое во всех крупных западных компаниях – принцип "двух агентств". Это значит, что информация никогда не выйдет в эфир, если она не находит подтверждение из второго источника. Как правило, за достоверность информации в сюжете отвечает корреспондент. Если у редактора возникают какие-то сомнения, то тогда он просит журналиста уточнить верность сведений. Редактор – тот фильтр, который проверяет информацию, выходящую в эфир. В "Событиях Недели" за это отвечает Екатерина Чернышева. На всех этапах подготовки программы мы работаем вместе с ней.

- Каким образом осуществляется отбор новостей и порядок их выхода? Почему, к примеру, в выпуске новостей первой ставится информация о прорыве трубы? Или в день выборов в первую очередь говорят не о них, а о том, в каких сапожках жительницы Ленинградской области отправились на избирательные участки?

- В информационных программах в начале выпуска всегда идет самая горячая новость Петербурга. В "Событиях недели" - иной принцип. К примеру, наступил первый солнечный весенний денек. Понятно, что всю неделю мы рассказывали о выборах, о политике, о том, договорился ли Миронов с Тюльпановым или нет. Для человека, который с утра посмотрел в окно и увидел солнце, вся эта суета не так важна, как первый солнечный день в городе. Наша субботняя программа – это разговор с человеком по ту сторону экрана. В начале программы очень важно передать зрителю особое эмоциональное состояние, ведь иногда мелочи повседневной жизни бывают важнее политики. Поэтому в "Событиях Недели" мы отходим от новостного стандарта. Тем самым у нас есть возможность начать эфир с сообщения о погоде, с новости об автомобильных пробках накануне выборов, и о том, как эти пробки повлияют на эмоциональное состояние избирателей, когда те придут на участок.

- Александр, вы осознаете значимость слов, произносимых в эфире? Ощущаете ли вы, что формируете мнение общественности?

- Думаю, что сейчас слово, сказанное каким-то конкретным ведущим, не способно сформировать общественное мнение. Это было реально лет 15-20 назад. Тогда фраза Беллы Курковой в передаче "Пятое колесо", могла перевернуть представления телезрителей, или же слово Александра Невзорова в программе "600 секунд" могло повлиять на мнение ленинградцев. Сейчас, ситуация изменилась: слово, произнесенное с экрана или напечатанное в газете, девальвировано. В этом есть и вина журналистов.
Я считаю, что формировать общественное мнение скорее по силам целому ряду программ, когда идет настоящая информационная кампания. Например, СМИ объединяются против дедовщины в армии. Если средства массовой информации берутся за тему, обсуждение которой, по их мнению, необходимо, то тогда есть шанс сдвинуть дело с мертвой точки. Сегодня журналист, на каком бы известном канале он ни работал, уже не в состоянии в одиночку оказать сильное влияние на аудиторию.

- Какими принципами должен руководствоваться ведущий новостей?

- Наверное, в первую очередь он должен пытаться быть честным перед зрителями и перед самим собой. Это главный принцип, которого я придерживаюсь. Если хочешь, чтобы зрители тебе верили – не лукавь. То, о чем ты говоришь в эфире, нужно пропустить через себя, понять, согласен ли ты с этим или нет. На мой взгляд, у ведущего должна быть такая внутренняя планка.

- Приходилось ли вам озвучивать информацию о событии, которая расходилась с реальностью, и вы знали об этом?

- Не могу вспомнить такого. Комментировать событие, о котором мы не располагаем должным объемом информации, тем более сознательно говорить о том, чего нет на самом деле – это неприемлемо.

- Вы уверены, что 3 марта на Марш несогласных вышли исключительно те, кому, по вашему выражению, "беспорядки что мать родна"?

- Да, я в этом уверен на 100%. На марше, кстати, работало 3 камеры "Вестей". Я не знаю, какое отношение имеют к Петербургу г-н Каспаров и бывший премьер-министр Российской Федерации Михаил Касьянов. Лозунги "Это наш город", которые скандировали лидеры нацболов, меня пугают. Я бы не хотел, чтобы Петербург оказался в руках этих людей, потому что это мой город.

 

Дирекция Новости Дирекции Контакты Пресса о нас Программа передач Карта сайта Ссылки