"РОССИЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
 
Вы здесь: Главная > Пресса о нас > Круто, ты попал на TV  
 

Круто, ты попал на TV

Газета "Метро" на время превратилась в телестудию. В объективах телекамер, установленных прямо в редакции - знакомые лица ведущих главных новостных телепрограмм Натальи Кутобаевой ("Информ-ТВ", ТРК "Петербург"), Игоря Страхова ("Вести", Россия), Андрея Радина ("Сегодня", НТВ). И выступили они в необычном амплуа - не новости читали, а о себе и телевидении рассказывали.

Из личных дел:
Сегодня новости - их профессия, но шли они к ней по-разному. Андрей Радин и Игорь Страхов окончили журфак питерского Университета. Отслужили в армии, причем оба - в авиации. У обоих солидный "новостной" стаж. Андрей с 1990 года работает на ТВ - сначала на петербургском, а потом на НТВ. Лауреат множества престижных журналистских наград. Игорь еще на первом курсе журфака пришел на экскурсию в телецентр на Чапыгина и сразу начал там работать. Сначала в молодежной редакции, а потом на "Информ-ТВ". "Вести" на российском канале ведет уже 5 лет. Наташа считает, что попала на телевидение случайно, Она работала переводчиком с испанского, училась на историческом факультете СПбГУ. А потом подруга попросила походить в школу телеведущих вместе с ее сыном, чтобы тому не было скучно. Наташа согласилась, окончила эту школу, и... ей предложили работать на телевидении. В новостях она - 2 года, и считает, что это - ее дело. Всех троих объединяет "телевизионный" образ жизни и все ее составляющие - нехватка времени на досуг и личную жизнь. В общем, первым делом - новости, ну а девушки (молодые люди) - потом.

- Здравствуйте. У меня вопрос к Игорю Страхову. Меня смущает, что предыдущая городская власть ушла без отчета. И все огрехи прежней власти остались нынешней. Почему ваша телекомпания не говорит об этом"?

И. Страхов. Мы рассказываем о том, что происходит в городе, у меня есть ощущение, что те вопросы, которые не решались при прежней власти, начнут решаться. И, тогда это станет реально происходить, мы будем об этом рассказывать.

- Светлана с вами говорит. Интересно, какими качествами должен обладать ведущий новостей?

Н, Кутобаева. Ведущий должен уметь быстро сосредоточиться и быстро расслабиться, потому что постоянно находиться в напряжении очень сложно. Он должен находить золотую середину между напряжением и расслаблением. Это как у самураев: сознание должно быть гладким, как зеркало. Но так не всегда подучается. Случись какая-то накладка: что-то отключится, сломается или сюжет не готов вовремя, - и "гладкое зеркало" уже не такое гладкое. Особенно у начинающих ведущих. Первый эфир - всегда очень сильное волнение.

И. Страхов. Ведущий обязан во всем сомневаться и все перепроверять. Если ему, к примеру, скажут, что фамилия одного из персонажей Мясников с ударением на последнем слоге, он должен несколько раз переспросить, может быть, выяснится, что нужно произносить - Мясников.

- Как вам удается справляться с волнением во время прямого эфира?

Н. Кутобаева. Все дается опытом. Есть упражнения, которые в этом помогают. Например, нужно хорошо выдохнуть за несколько секунд до "взлета" - тогда дыхание будет ровным. Надо отдавать себе отчет, что эфир состоится в любом случае, и чем больше ты волнуешься, тем хуже он пройдет. Даже если знаешь, что есть какие-то ошибки, неточности или, к примеру, ты не успел несколько раз прочесть важный текст, надо успокоить себя. Тогда все получится лучше.

И. Страхов. Начинающим ведущим советуют, глядя в камеру, думать о ком-нибудь одном. Бывает, знакомый скажет перед эфиром: "Ты, пожалуйста, улыбнись мне". Вот и улыбаешься ему всю передачу. Не дай бог представить себе, что в каждой квартире включен телевизор и все на тебя смотрят. Если об этом думать, лучше сразу встать и уйти.

- Знаю, многие артисты суеверны. А у вас есть какие-то приметы?

И. Страхов (смеется). Есть. Если текст упал, нужно сесть на пол и поднимать бумагу вместе с собственным телом.

Н. Кутобаева. Если корреспондент ушел за 5 минут до эфира - это плохая примета. Скорее всего, он не успеет вернуться вовремя.

- Добрый день! Катерина беспокоит. Замечаю, что очень много бывает ляпов и оговорок во время эфира. Наказывают ли за это ведущих? Полагаются ли какие-то санкции, штрафы?

И. Страхов. Конечно, ляпы есть. В прямом эфире, особенно когда текст читается быстро, они неизбежны. За серьезную оговорку могут вычесть из зарплаты 300 рублей Но вот что интересно: если ведущий запнется или оговорится, зритель - то будет только рад. Не потому что он злой, но так уж человек устроен. Когда ведущий говорит гладко, без запинки, зрителю скучно. Поэтому за оговорки наказывают не очень строго. Просто ведущему надо не зацикливаться на ошибках.
Н. Кутобаева. В Англии есть даже телевизионные школы, где дикторов учат оговоркам. Потому что зрителю нравится, когда с ведущим что-то происходит неожиданное.

- Наверное, на телевидении бывает много курьезов, смешных историй. Расскажите что-нибудь.

И. Страхов. Смешных историй и правда много. Но стоит понять, то, что курьез для зрителя, дли телевизионщиков - трагедия. Ну, например, в телестудии на Чапыгина, 6, было много кошек. Кстати, в 1998 году, когда прошло большое сокращение штатов, они куда-то все пропали. Так вот, эти кошки любили греться на нашей аппаратуре, на магнитофонах и т.д. Одна из них сделала свои дела на пульте, и в итоге в эфире не было звука. Пульт пришлось выкинуть. Со стороны смешно...

- А какая самая страшная ситуация для телеведущего?

И. Страхов. Самая стандартная. Раз в неделю она точно бывает. Когда идет эфир и ты уже готов сказать, чей сюжет сейчас начнется, тебе вдруг сообщают: "Сюжет не готов. Скажи что-нибудь".
Была однажды почти мистическая история.
Когда утонул "Курск", мы показывали любительскую пленку лейтенанта Колесникова, который снял ее для своей жены. Офицер ходил и показывал, где он работает, где живет, в какой отсек нужно идти, если будет, авария. Смотреть эту пленку, когда все уже погибли, было страшно. Мы давали ее без комментариев. Потом шло затемнение, черный фон, а затем должен был появиться ведущий и продолжить выпуск. Но когда мы ушли на затемнение, сломался пульт, и 20 секунд мы не могли из этого затемнения выйти. Представьте: эта ужасная пленка, а потом 20 секунд - черный экран. После эфира нам говорили: "Вы хорошо придумали. А мы ничего не придумывали. Так получилось.

- Здравствуйте, у меня вопрос к Наталье Кутобаевой. Зависит ли зарплата ведущего новостей от рейтинга программы, которую он ведет?

Н. Кутобаева. Думаю, зависимость есть. Но она не прямая. Рейтинг зависит от профессионализма ведущего, а чем выше рейтинг, тем больше зарплата. Так что зарплата ведущего зависит от его профессионализма.

- Почему нужно информационные выпуски начинать с сообщении о чрезвычайных происшествиях? Кому-то выгодно, чтобы люди жили в страхе?

И. Страхов. Это закон жанра. Каналы борются за первую новость. Она должна быть ударной. К сожалению, если произошла катастрофа, она выйдет па первое место. Так уж устроены новости. Никакого злого умысла здесь нет. Мы никого не хотим пугать. Кстати, психологи считают, что когда люди смотрят на то, что произошло не с ними, их это даже успокаивает. Они смотрят и думают: как хорошо, что несчастье случилось не с нами. Может быть, это цинично звучит, но это так.

- Интересно, на Западе такие же новости?

Н. Кутобаева. Нет, российские новости более агрессивны. В Германии, например, ведется политика, направленная на то, чтобы показывать, что все хорошо, все спокойно.

А. Радин. В более стабильных странах не происходит того, что происходит у нас. Поэтому там меньше негатива в новостях.

- А вам не кажется, что, когда полно негатива в жизни, сплошной негатив в новостях, а потом еще и боевики показывают на каждом канале в лучшее время - это уже перебор?

А. Радин. Наверное, вы правы. Хорошо, если есть возможность выбирать. На российском канале она существует. Есть "Вести культуры", "Хорошие вести". Ни у нас на НТВ, ни на петербургском телевидении такого набора нет. Существует определенный блок новостей, который надо выдать в эфир. И туда нужно упаковать все, что происходит. К сожалению, хорошего у нас меньше, чем плохого. Хорошее труднее найти и труднее подать. А потом, есть определенные рамки, за которые нельзя выйти. Все хорошее почему-то считается рекламой. Например, если показываешь, что открывается торговый центр, это реклама. А то, что можно показывать и что не является рекламой, чаше всего оказывается чернухой. Сама жизнь заставляет следовать определенным законам жанра. Если бы она была другой, мы бы посвящали хорошему больше времени в новостях.

- Мой вопрос адресован Андрею Редину. Слышала, что вы преподаете в Санкт-Петербургской школе телевидения. Есть ли шансы у получивших диплом в этой школе стать ведущими?

А. Радии. К сожалению, я не преподаю в этой школе. Но я считаю, что если ты журналист от бога, тебе не надо заканчивать никакой школы, а если тебе этого не дано, можно получить хоть 6 высших образований - это ничего не даст.

Н. Кутобаева. Я училась в телевизионной школе Сергея Шолохова. Там преподают профессиональные, интересные люди. Но если приходить учиться ради того, чтобы устроиться работать на телевидение, это бессмысленно. Шкала - только возможность попробовать себя.

- Хочу спросить Андрея Радина. Если вас позовут в Москву, то вы уедете? Где легче делать новости - в Москве или в Питере?

А. Радин. Так сложилось, что основные экономические и политические события происходят в столице, и журналисту, чтобы двигаться дальше в своей профессии, может быть, есть смысл туда ехать. Но это не значит, что, уехав, ты перестаешь быть патриотом родного города. Президент тоже работает в Москве. В столице больше возможностей делать новости, потому что там больше информационных поводов. Но вопрос в возможностях самореализации. В Москве много журналистов, все места заняты.

- Вопрос к Наталье Кутобаевой. Расскажите, пожалуйста, о распорядке своего рабочего дня. Он у вас нормированный или нет? Как вы проводите выходные?

Н. Кутобаева. Рабочий день и ненормированный, и нормированный. Я веду выпуски и утром, и днем, и вечером. Поэтому на работу прихожу в 9 и ухожу в 11 вечера. Но работаю я не каждый день. Нас трое ведущих, и мы меняемся. Два дня я работаю в таком ритме, а потом четыре отдыхаю. Этого вполне достаточно, чтобы восстановиться. На третий день я даже начинаю скучать по работе. В выходные стараюсь много не спать, проводить их активно. Зимой катаюсь на лыжах, летом занимаюсь виндсерфингом, я довольно спортивный человек.

- Хочу узнать у Игоря Страхова, хватает ли у него при такой напряженной работе времени на театр, кино? Чем вы увлекаетесь и свободное время?

И. Страхов. Я прихожу на работу к 1б часам и ухожу в полночь. И так каждый день, кроме субботы и воскресенья. Поэтому всю вечернюю жизнь - театральные премьеры и т. д. - вижу только по телевидению. Я люблю европейское кино. Такое, чтобы можно было погрустить, о жизни подумать. Люблю куда-нибудь уехать хотя бы ненадолго, сменить обстановку.

- Андрею Радину вопрос. Вы бы могли махнуться местом с Дмитрием Нагиевым?

А. Радии. Категорически нет. Я ведущий новостей, это другой жанр. Кроме того, мне не нравится посыл программы "Окна".

- Однажды я смотрел программу о вашей внутренней "кухне". Вы сидели в костюме и галстуке, потом встали из-за стала, и на вас - голубые джинсы. Это что, кукольный театр такой? Шорты вы тоже носите?

А. Радин. Это не кукольный театр. Шорты тоже ношу. Костюм и галстук - та униформа, которую необходимо носить в эфире. А джинсы и шорты - повседневная одежда. Если бы меня показывали в полный рост, я бы стоял в костюме. А поскольку нас показывают до пояса, то можно надеть то, что удобно, а не то, что велит этикет. Если на улице жарко и шорты не смущают работников студии, почему я не могу их носить?

- Здравствуйте. Я Таня. Хочу спросить Наталью Кутобаеву. Вы одеваетесь по своему вкусу? Кто оценивает, как вы выглядите?

Н. Кутобаева. Важно, чтобы твой вкус совпадал с видением руководства канала, с его представлением о том, как должен выглядеть ведущий. Мы сотрудничаем с разными фирмами, где можно одеться. Но я сама выбираю то, что мне нравится. Мне не нравится – "дамский" стиль. Он мне не идет. А оценивают все. Каждый высказывает свое мнение.

А. Радин. У нас на НТВ сейчас одеждой ведущих занимаются специально обученные люди. Мы заключили договор с одним магазином. Если костюм ведущему идет, мы привозим его в студию и оцениваем, смотрится он на экране или нет. Можно очень сильно ошибиться. Ведь на экране одежда выглядит абсолютно по-другому, чем в жизни. Бывает, то, что никогда не надел бы, по телевизору смотрится хорошо, я стараюсь ничего студийного не носить на улице. Есть образ телевизионный, а есть человеческий.

- Интересно, ведущие в новостях читают готовый текст или говорят от себя?

А. Радии. Они читают текст, который сами писали. Но любой профессиональный ведущий может обойтись и без текста, и зритель этого не заметит. Человек говорит от себя несколько медленнее, чем читает по бумаге, а программа новостей четко хронометрирована. Чтобы сохранить ритм, есть смысл писать. Бывает, что по ходу выпуска появляется новая информация, а возможности напечатать ее и прочитать с листочка уже нет. Тогда ее закладывают в специальную машинку.

- Вы лично готовите новости?

А. Радин. Конечно. У нас главный в новостях - ведущий. Он формирует всю программу.

И. Страхов. Я скорее редактор. То есть редактор текстов. "Beсти плюс" - это новости, которые касаются не только нашего города. Нам присылают информацию и из Москвы. Тексты приходится править или переписывать.

- Вопрос к Андрею Радину. Я помню вас журналистом петербургского телевидения, который делал интереснейшие репортажи. А как у вас сейчас с возможностью творчества?

А. Радин. Сейчас моя должность - ведущий программы. Я должен писать новости и выдавать их в эфир, а корреспондентами работают мои коллеги. Иногда случается, что и работаю корреспондентом, но это бывает крайне редко.

- У меня провокационный вопрос. Поступают ли вам сверху установки кого-нибудь раскрутить?

А. Радин. Нет, такие установки не поступают.

- Наташа, на вашем канале сейчас многое меняется. Меня это даже немного волнует. Чем он нас удивит в ближайшее время?

Н. Кутобаева. На канал пришли профессиональные люди. Это должно отразиться на эфире. Будет новое вещание. О том, каким оно станет, более предметно имеет смысл говорить весной.

ДАЕШЬ ХОРОШУЮ НОВОСТЬ!

Если у вас есть новость, достойная того, чтобы о ней рассказать по телевидению, звоните:

234-39-34 – "Информ-ТВ"
234-96-10 – "Вести"
118-35-35 – "Сегодня", НТВ

Подготовила Наталья Одинцова

 

Дирекция Новости Дирекции Контакты Пресса о нас Программа передач Карта сайта Ссылки

 

ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург" (www.rtr.spb.ru). © 2001-2020, www.rtr.spb.ru (ртр.спб.ру). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-72201 от 24.01.2018 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Никитин Андрей Анатольевич. Ответственный за содержание сайта -  Александрова Екатерина Анатольевна. Адрес электронной почты редакции ЭСМИ - webmaster@rtr.spb.ru. (812) 234-56-37. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК) и со ссылкой на сайт "www.rtr.spb.ru" (для интернет-проектов - с гиперссылкой). Для детей старше 16 лет.