10-12-2020
В Эрмитаже представлены произведения Рафаэля и других крупнейших мастеров последних столетий
Там открылась масштабная выставка, посвященная феномену влияния великого мастера на европейское искусство с XVI века и до наших дней. Экспозиция приурочена к 500-летию со дня смерти великого живописца эпохи Возрождения, ее жанр определяется как "выставка-диалог". Елена Медведева – с подробностями.
Рафаэль – самый влиятельный художник последних столетий. Мастера всех направлений и жанров неизменно соотносили свое творчество с его наследием. Выставка - попытка взглянуть на искусство сквозь призму влияния мастера. Представлено несколько сот предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из коллекций Эрмитажа, двенадцати собраний России и Европы, часть из них ранее не выставлялась. В составе экспозиции -произведения самого Рафаэля, а также Джулио Романо, Пармиджанино, Пуссена, Рубенса, Венецианова, Коро и даже Пикассо. Открывают экспозицию произведения самого мастера: картины и рисунки из разных музейных собраний. Главная премьера выставки - комплекс фресок школы Рафаэля из собрания Эрмитажа. Они впервые показаны после начатой пять лет назад сложнейшей реставрации, открывшей подлинную авторскую живопись. Фрески были созданы художниками мастерской Рафаэля вскоре после смерти мастера в 1520 году под руководством его любимого ученика и наследника Джулио Романо. Некоторые из них еще не подвергались реставрации, другие – находятся в процессе раскрытия, работа над третьими практически завершена. По словам одного из кураторов выставки, научного сотрудника Отдела западноевропейского изобразительного искусства Эрмитажа Василия Успенского, есть в экспозиции и самая загадочная: "Она еще не подвергалась реставрации. Но мы знаем точно, что под этим романтическим пейзажем находится другая сцена –рождение Венеры. Скорее всего, нижняя часть композиции пострадала и просто была закрашена, варварский способ, конечно. Но исследователи установили, что там она была и по гравюре, которая была сделана, скорее всего, по этой фреске. Мы представили и обширный графический материал, рассказывающий об этих произведениях".
Именно руке Джулио Романо принадлежит единственный сохранившийся фрагмент оригинального картона к одной из фресок лоджии – "Венера и Адонис". Можно увидеть и подготовительные рисунки и фрагменты картонов к фрескам из собрания Британского музея и Альбертины. На выставку вскоре ожидают "Прекрасную садовницу" Рафаэля из Лувра.