29-12-2020
Советский фарфор времен "Оттепели" представлен на выставке в Эрмитаже
В Эрмитаже открылась традиционная выставка фарфора из цикла "Поднесение к Рождеству". Представленные работы в этот раз рассказывают об эпохе 1950-1960-х годов, которую принято называть периодом "оттепели". Произведения создавались для тиражирования, поэтому посетители, помимо эстетического удовольствия, смогут почувствовать радость узнавания предметов, бывших во многих домах. Елена Медведева - с подробностями.
Период хрущевской "оттепели" - время значительных изменений, которые нашли яркое отражение и в искусстве. Эстетической доминантой эпохи становится "современный стиль" с характерным для него тяготением к простым формам, установкой на функциональность, а также удобство и экономичность в производстве. В искусстве фарфора это проявилось в выработке новаторского художественного языка, который можно обозначить как "декоративный минимализм", говорит заведующая отделом "Музей императорского фарфорового завода" Эрмитажа Анна Иванова: "Фарфор оттепели - это одна из романтичных и светлых страниц в истории советского фарфора, фарфор оттепели удивительным образом передал атмосферу своего времени: романтиков, мечтателей, и самых смелых надежд. Стиль оттепели - это новый модернизм, художественный язык которого можно выразить как декоративный минимализм. Просто, легко, современно, удобно. Таким стал фарфор оттепели - доступный и практичный. Наша выставка рассказывает обо всех жанрах фарфора, в которых выразился декоративный минимализм. Посетители могут увидеть новые формы ваз, сервизов, пластики, анималистической пластики, жанровой. Декоративные росписи, абстрактные и классические для фарфора росписи цветочные и пейзажи, которые удалось преобразить стилем декоративный минимализм. Выставка приурочена к 100-летию одной из самых ярких звезд фарфора оттепели Ларисы Григорьевой. Это мастер пейзажа, работы которой можно увидеть на выставке. Пейзажи эти незабываемы. Я хочу выразить благодарность реставраторам, которые сделали возможным показать на выставке такой шедевр ее, как сервиз "Утро".
Ведущая роль в процессе создания нового языка принадлежала скульпторам и художникам Ленинградского фарфорового завода имени Ломоносова. Представленная на выставке ваза Владимира Семенова "Кристалл", завоевавшая Гран-при на Всемирной выставке в Брюсселе, стала знаком времени и символом перемен в декоративно-прикладном искусстве. В основе произведений Анны Лепорской - переосмысленные природные мотивы. Тяготение к мягким, обтекаемым формам, нашло воплощение в работах Эдуарда Криммера. Актуальные тенденции "современного стиля" отражены в формах, росписях ваз и сервизов Серафимы Яковлевой, Нины Славиной, Бориса Воробьева, Павла Веселова и в работах других замечательных мастеров, представленных на выставке. В составе экспозиции более ста шестидесяти фарфоровых изделий, создающих яркий и неповторимый образ своего времени, а также работы современных художников Императорского фарфорового завода, подготовленные специально к выставке.