29-01-2021
Библейские сюжеты в народной традиции
Икона на камбале, ангелы на полотенцах, традиционные народные костюмы, украшенные библейской символикой – эти раритеты представлены на выставке в Российском Этнографическом Музее. Впервые так полно рассказывается о символах и образах Ветхого и Нового заветов, которые широко использовались для декорирования предметов быта. Елена Медведева – с подробностями.
Выставка раскрывает связи православия с народными традициями. Широко представлен предметный мир, где через вещи рассказывается о самых почитаемых в народе библейских символах и сюжетах. Наибольшей любовью пользовались не только повествования Нового Завета, в особенности о Воскресении Христовом, но и ряд ветхозаветных историй – о сотворении мира, Ноевом ковчеге и другие. Благодаря работе реставраторов, посетители увидят белорусский и русский рождественские вертепы конца 19 века, в единстве с атрибутикой народного проведения праздника Рождества Христова. Библейские сюжеты и образы воплощены в домовой резьбе, керамических изразцах, расписной утвари, тканых и вышитых полотенцах, украшениях - русских, украинцев, белорусов и финно-угорских народов. На выставке представлен редчайший экспонат, рассказывает ее куратор Любовь Ганина: "Особенно почитался в народе образ Богородицы. У нас представлена икона на камбале, экспонат, может быть, единственный в своем роде. На загрунтованной сушеной камбале нанесен вполне канонический образ. Такие иконы заказывали чумаки, люди, проживавшие на территории нынешней Украины и Юге России, занимавшиеся торгово-перевозным промыслом. В случае удачной деятельности, они заказывали для церкви такие иконы. Она отражает сразу два смысла: образ Богородицы – заступницы и того, как появилась камбала. Когда архангел Гавриил явился Деве Марии и сказал, что у нее будет младенец, она сказала, что деве невозможно родить также, как наполовину съеденная рыба поплывет. Вот это и отражено здесь".
Чаще всего на предметах изображали рыбу – символ Христа и души христианина, корабль и виноград - как символы Церкви Христовой, а также петуха, который, по народным представлениям, возвестил Воскресение Спасителя. Популярным персонажем для украшения вещей был лев. Народный апокриф о том, как лев спас Ноев ковчег, представлен на выставке, говорит ее куратор Александр Островский: "На ковчег проник нечистый в образе мыши и стал грызть ковчег. Лев выфыркнул из носа кошку. И это животное, впервые появившись в человеческом мире, съело мышь. Этот апокриф записан в крестьянской среде в конце 19 века".
Тексты апокрифов, записанных в народной среде и дополняющих библейские сюжеты, представлены впервые. Вера была неотъемлемой частью жизни народа, ни за одно дело не брались, не помолившись. Различные толкования и представления о том или ином библейском сюжете или символе, и нашли отражение в предметах быта.