20-10-2021
Стойкие к Арктическим морозам и применяемые в космической отрасли
Новые материалы и технологии обсудили участники II Международной конференции "Материалы и технологии для Арктики", открывшейся во Дворце конгрессов в Стрельне. ЦНИИ "Прометей", например, представил новейшие виды мелкозернистых гранул из стали, титана и композитных материалов, которые позволяют производить изделия, стойкие к лютым морозам. Здесь уже приступили к разработке новых конструкционных материалов для обеспечения пилотируемого полёта на Марс. С подробностями Вячеслав Чуманов.
В первую очередь из арктических сталей на Дальнем Востоке стали формировать корпус самого мощного в мире атомного ледокола "Лидер", способного проводить караваны судов при толщине льда до 5 метров. На очереди и строящиеся ледоколы на Балтийском заводе. Для работы на шельфе Северного Ледовитого океана из новых материалов создадут и новые нефтегазодобывающие ледостойкие платформы. Про боевые корабли специалисты говорили в закрытом режиме. А петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" и ЦКБ морской техники "Рубин" представили проекты подводных добычных комплексов-автоматов, которые установят на дне Арктики. Новые материалы позволят вести сварку со скоростью 100 метров в час. Это позволит уменьшить трудоёмкость и удешевить производство. Новые стали уже зарегистрированы в Росрегистре и их можно использовать. Но на верфи "Янтарь" в Калининграде посчитали, что выгоднее закупить сталь для кораблей у соседей в Польше и Германии. А эти сорта на имеющемся оборудовании не подлежат сварке, установили специалисты петербургского ЦНИИ конструкционных материалов, рассказал организатор форума, генеральный директор "Прометея" Алексей Орыщенко.
"Мы заявили абсолютно новые разработки материалов. Начиная от стальных и заканчивая титановыми и композитными материалами. Мы имеем целый набор материалов, который позволяет строить и гражданский и военный флот. С помощью Правительства заставим всех, чтобы применяли не какие-то материалы с помойки, из-за которых рушатся дома, тонут корабли и т.д. Сегодня история изменится в самую лучшую сторону. Сейчас нет необходимости где-то чего-то покупать. Всех нас раздражает, что мы создаём материалы, тратим большие государственные деньги, а некоторые верфи всё-таки покупают эти стали за рубежом. Это не дело". Научно-исследовательский центр "Курчатовский институт" в будущем году начнёт возводить в Петербурге не имеющий мировых аналогов "Газостат". Это абсолютно экологически чистое производство. Ведь сварка происходит в нейтральной аргоновой среде. Материал в виде порошка засыпается в модель и при температуре в тысячу градусов и давлении в тысячу атмосфер сваривается объект весом до ста тонн. Это позволит, например, изготавливать детали для корпуса атомного реактора. Сейчас строительство ядерного энергоблока ведётся три года. При применении новых материалов и технологий реактор будет готов через полгода. В ЦНИИ "Прометей" уже приступили к разработке новых конструкционных материалов, на этот раз, для обеспечения пилотируемого полёта на Марс.