21-10-2021
85 лет назад на улицы Ленинграда вышли первые троллейбусы
Сегодня полуденный выстрел пушки с Петропавловской крепости посвящён 85-летию открытия в городе на Неве троллейбусного движения. К этому событию приурочена международная конференция, на которой обсуждают мировые тенденции развития электротранспорта применительно к России. Отдельную программу подготовил и музей "Горэлектротранса". С подробностями Вячеслав Чуманов.
Маршрут первого безрельсового трамвая, как называли его ленинградцы, пролегал от нынешней площади Александра Невского до площади Труда. Троллейбусы сразу же завоевали у горожан репутацию транспорта повышенной комфортности. В салонах были системы отопления, мягкие сиденья. А шторы на окнах стали визитной карточкой нового городского транспорта. Сейчас 85-летие петербургского троллейбуса совпало с 30-летием Международной ассоциации предприятий горэлектротранса. Поэтому юбилейная конференция и проходит на берегах Невы. Следуя мировым тенденциям, город закупил 160 троллейбусов с увеличенным автономным ходом. Это позволяет на 9 маршрутах обслуживать население новых микрорайонов, где нет контактной сети, отметил директор "Горэлеткротранса" и президент ассоциации Денис Минкин: "У нас сегодня самая большая троллейбусная система в России и даже в Европе. Мы утвердили программу развития "Горэлектротранса". Она подразумевает полноценную замену всего подвижного состава; и трамваев и троллейбусов. Это порядка по 600 единиц и там и там в покупках. Программа растянута на 8 лет в соответствии с возможностями, которые есть у города. Парк троллейбусов меняется ежедневно. Он порядка 800 единиц. Количество будет увеличиваться в связи с расширением маршрутов с автономным ходом в новостройки. Мы дорастим его до 900-950 машин". Троллейбусы с увеличенным автономным ходом получают энергию через контактную сеть. Для них не надо строить зарядных станций, как для электробусов с двигателями внутреннего сгорания. Впервые модель электробуса была продемонстрирована на Всемирной выставке 1900 года в Париже. Но сейчас в мире, да и в Петербурге пытаются реализовать программу "Чистое небо", т.е. убрать с улиц нависающие провода. Мотивируют это тем, что уже появились проекты по летающим над городскими магистралями такси. Но Денис Минкин считает, что пока это невыгодно. "Нет такой тенденции в Петербурге и в мире. Если производители подвижного состава смогут найти какой-нибудь способ электродинамической подачи электроэнергии из под земли в движущийся состав, то это будет великолепно. Но провода, которые сегодня видим, чаще всего Интернет. Мои провода занимают 3%. А в основном—это с дома на дом перекинутый Интернет. Не с нас надо начинать. Нужно снимать провода или не надо—это требует серьёзного осмысления, а не просто оголтелого - скорее "чистое небо". Это и экономически необоснованно. Ведь передача электроэнергии по проводам—это самое дешёвое, что можно придумать. Поэтому просто так тратить деньги на создание кажущейся красоты, нужно ли это? Я отвечаю за трамвай и за троллейбус. За летательные аппараты отвечает Пулково".