26-11-2021
Федор Николаевский - фотограф Императорского Эрмитажа
В Пикетном зале Зимнего дворца открывается выставка, посвященная творчеству Федора Николаевского - первого и единственного мастера, удостоенного звания "фотограф Императорского Эрмитажа". Его снимки представляют исключительную историческую ценность: на них запечатлены залы музея на рубеже 19-20 веков, архитектурные виды, произведения из коллекции Эрмитажа, в том числе утраченные. Елена Медведева – с подробностями.
Федор Львович Николаевский родился в Вильне в 1849 году. Случайная встреча с дальним родственником, скульптором Марком Антокольским, изменила его жизнь, укрепив в стремлении оставить духовное образование и посвятить свою жизнь искусству. В 1873 году Николаевский поступил вольнослушателем в Академию художеств на медальерное отделение и в граверный класс. Прослужив после ее окончания десять лет в Военно-топографическом отделе Главного штаба, Федор Львович оставил службу, чтобы целиком посвятить себя фотографии. А точнее, особому ее направлению – съемке произведений искусства и архитектурных памятников. Это привело Николаевского к сотрудничеству с Императорским Эрмитажем, давно испытывавшим потребность в постоянном "способном и надежном фотографе". На выставке - снимки, сделанные в интерьерах Эрмитажа, фотографии его великолепных залов и шедевров. Всего представлено более ста произведений мастера, в том числе, мемориальные вещи, рассказывает хранитель фонда фотографии Отдела истории русской культуры музея, куратор выставки Наталья Аветян: "Это все из наших фондов - и его произведения и личные вещи. Последние - были переданы нам в начале 1990-х годов его младшей дочерью Эмилией Федоровной. Выставка основана на материалах книги нашего сотрудника Валентины Федоровны Маришкиной. Она занималась исследованием жизни и творчества Николаевского. И вот мы можем впервые увидеть все эти уникальные материалы, его удивительные работы".
Николаевским был отснят бесценный фотографический материал, повествующий о художественных коллекциях, будничных и знаменательных событиях музея, исследовательской и выставочной деятельности его сотрудников. Технически совершенные снимки ценны не только своей документальностью. Это изящные фотографические рисунки, поражающие тончайшими градациями темных и светлых тонов, ясностью и чистотой композиции. В отдельный раздел экспозиции включены негативы и снимки утраченных после 1917 года произведений, говорит Наталья Аветян:
"Среди них шедевры кисти Яна ван Эйка "Благовещение", Тициана "Венера перед зеркалом", а также фотографии архитектурных рисунков и предметов прикладного искусства из коллекции Эрмитажа. Словом, знаковых, но утраченных произведений. Некоторые предметы исчезли бесследно. Кто знает, может быть, эти негативы помогут их отыскать".
Интерес представляют фотографии дворцово-парковых сооружений и интерьеров дворцов в пригородах Петербурга: Царского села, Гатчины и других. Создатели выставки отмечают – у архива Николаевского большое будущее, так как специалисты продолжают пользоваться его материалами для исследовательских работ, реставрации, уточнения тех или иных исторических фактов.