14-07-2022
В Музее истории религии впервые выставляются редкие иконы, исполненные критскими мастерами в 17 веке
Очень редкие греческие иконы и гравюры, которые ранее не были показаны широкому, зрителю представляет музей истории религии. Выставка впервые обращается к теме поствизантийской культуры и показывает перекличку иконописных традиций и канонов, их трансформацию и распространение. Елена Медведева расскажет подробнее.
Верность священному Преданию, следование канону и подражание древнему образцу составляла основу существования поствизантийской живописи 16-19 веков. Многие из представленных икон непривычны глазу современного российского зрителя. Их иконография, хотя и получила широкое распространение, однако претерпевала изменения, поскольку осваивалась мастерами разных школ и культур, и в разное время. Что-то принималось верующими, а что-то уходило. Поддержанию традиции способствовало создание многочисленных списков с чтимых икон для раздачи паломникам. Греческие иконописцы работая на Ближнем Востоке, Балканах, в Италии, знакомились с местночтимыми образами и новыми для себя иконографическими программами. Происходил постоянный обмен традициями. На выставке можно увидеть, как развивались разные иконописные образы, рассказывает заведующая отделом "Православие", хранитель фонда графики Светлана Николаева: "Вот чудесная икона Богоматери млекопитательницы, она выполнена в венецианском стиле, именно в 17 веке критские мастера начали работать в этом стиле. Еще один образ, разработанный критскими мастерами – святой Екатерины. Именно такой – сидящей с колесом страстей, пальмовой ветвью, а у ног – книги и картины, так как она была известна как ученая женщина. Ее выполнил мастер Виктор, который, в свою очередь, перенял образ у мастера 16 века Михаила Домаскина. Еще один образ "Спас Великий Архирей". Он мелькает в священных текстах, но здесь он сидит просто на троне в окружении ангелов. Эта икона интересна тем, что ее выполнил араб-христианин, подобный образ находился в храме Рождества Христова в Вифлееме". Впервые выставляется редкая икона 17 века, изображающая подвиг Георгия Победоносца, рассказала хранитель фонда «Православие. Изобразительное искусство» Ольга Коробко: Сюжет хорошо известнее в русской православной традиции, но вот отрок, сидящий позади Георгия на лошади, не отражается в русской иконописной традиции. Это летописный рассказ о посмертных подвигах Георгия и его нет в русской традиции, такой персонаж можно увидеть только на греческих иконах. Это наш шедевр, здесь есть и имя мастера и год создания 1635. Также можно увидеть икону, которая является ценным историческим памятником. Этот образ - "Всех святых", - представляет собой широкую раму, в центре которой вставлена греческая икона с образом Богоматери с Младенцем. Ее выловили из воды русские моряки с корабля Гангут во время наваринского сражения в октябре 1827 года. Всего в экспозицию вошло около 50 икон. Основу выставки составляют критские памятники 17 века. Они дополнены русскими иконами, которые воспроизводят иконографические типы, разработанные выдающимися мастерами Критской школы. Отдельный раздел образован иконами Афона и Северной Греции. Третий - представляет памятники так называемого "греческого мира": Сербии, Болгарии, Ближнего Востока и России. Экспозицию дополняют гравюры, исполненные по заказам афонских монастырей в Вене и Венеции или отпечатанные на самой Святой Горе.