18-07-2022
В Петропавловской крепости открылась стендовая выставка, посвященная КВЖД
Открытие экспозиции приурочили к годовщине начала движения поездов по Китайской Восточной железной дороге. С подробностями Вячеслав Чуманов.
Указ о строительстве Великого Сибирского Пути — Транссибирской магистрали — издал в апреле 1891 года император Александр III. В торжественной церемонии её закладки, которая состоялась в районе Куперовской Пади города Владивостока, принял участие цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Он лично отвез тачку земли на полотно дороги. Когда дорогу уже практически построили, и оставалось соединить Хабаровск и Сретенск (это 2 тысячи км), стройку решили перенести в Маньчжурию — оказалось, что в Амурской области слишком сложные климатические и геологические условия. Договоренность о строительстве КВЖД была достигнута во время приезда китайского премьера Ли Хун Чжана в Москву на коронацию Николая II в 1896 году. Большая Советская энциклопедия 1935 года утверждала, что китаец якобы получил от царского правительства миллионную взятку. Так в 1903 году появилась Китайско-Восточная железная дорога, а Европа получила выход к Тихому океану. Сейчас выставку о строительстве КВЖД, перипетиях ее работы и значении для Российской империи и Советской России разместили на восьми планшетах на Соборной площади Петропавловской крепости, рассказал м.н.с. Музея железных дорог России Александр Цветков: «Такая идея родилась - сделать выставку, посвящённую КВЖД. Здесь можно увидеть историю строительства КВЖД и её эксплуатацию до 30-х годов, передачи магистрали в иностранное пользование. Есть фотографии деятелей, связанных с КВЖД, карты и фотографии объектов, связанных с дорогой. Показан подвижной состав как грузовой, так и пассажирский. В музее железных дорог России вы можете увидеть настоящий вагон КВЖД. Вагон построен в 1902 году в Риге на заводе Руссо-Балт. Объект уникален тем, что он единственный сохранившийся вагон-салон. Это интересно». Гости выставки узнают, как Китайская Восточная железная дорога связана с Великим Сибирским путём, какой крупный город на территории нынешнего Китая был основан русскими, какую роль магистраль сыграла в Русско-японской и Первой мировой войнах. Русско-японская война показала, что железная дорога должна проходить только по территории своей страны. Поэтому этот участок дороги подарили КНР. А сквозное движение от Челябинска до Владивостока открыли в 1916 году. Но во время Гражданской войны уничтожались вагоны, выворачивались рельсы, сжигались мосты. Амур и Иртыш лишились своих грандиозных переправ, были разрушены станции. Только в марте 1925 года полотно восстановили. С тех пор прошло уже почти 100 лет, а рельсы все лежат, на станциях исправно встречают и провожают поезда. На стендовую выставку в Петропавловской крепости «Китайская Восточная железная дорога» вход свободный.