09-08-2022
Кадровое обеспечение для реализации Морской доктрины России
В День Военно-морского флота, президент Владимир Путин своим Указом утвердил новую Морскую доктрину России. Сегодня в Петербурге специалисты обсудили ресурсы ведущих ВУЗов для практической реализации стратегического документа в области подготовки кадров морского профиля.
С подробностями—Вячеслав Чуманов.
Впервые весь Мировой океан заявлен как зона национальных интересов России. На первое место теперь поставлена не Атлантика, а Арктика. Арктика признана важной не только с точки зрения выхода флота в океан, но и как богатый углеводородами регион, который является зоной коммерческого и военного противостояния. Тихоокеанское направление теперь важнее, чем Атлантическое. Озвучена необходимость ввести в действие мощности по сжижению природного газа. Также планируется внедрение глубоководных комплексов добычи газа, чего тоже в доктрине ранее не было, хотя про такие планы Газпрома известно давно. Уже сейчас в арктической зоне потребность в специалистах оценивается в 25 тысяч человек, проанализировал профессор Высшей школы производственного менеджмента Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Фадеев. «Уместно вспомнить слова адмирала Макарова, который сказал, что если представить Россию в виде здания, то своим фасадом оно будет обращено в Арктику. Ряд проектов на шельфе сопоставим по сложности с освоением космоса. Требуются специалисты, обладающие уникальными компетенциями. Нужны судоводители, которые обучены управлять огромными судами, перевозящими СПГ. Нужны судомеханики не в обычном понимании, а те, кто может управлять криогенной техникой. Если говорить о тех же пилотах, которые летают над морским шельфом в Арктике, то квалификация этих лётчиков должна быть кратно выше стандартной. Поскольку летать в Полярную ночь над бурлящим океаном, это не то же самое, что летать над сухопутной поверхностью». В пятидесятистраничном документе отражены и многочисленные проблемы России. Это и мизерная доля российских торговых судов, участвующих в глобальных международных перевозках, и аховая ситуация с научно-исследовательским флотом, и международные санкции в отношении российской судостроительной отрасли. С 90-х годов прошлого века судовладельцы регистрируют суда где угодно, но только не в России. У Монголии, которая не имеет выхода к морю, торговый флот сейчас больше, чем у нас, если считать по количеству зарегистрированных судов. А надводные силы ВМФ России меньше, чем у Японии. Для реализации Морской доктрины, уже наращивается кадровый потенциал отечественного судостроения, пояснил проректор по научной работе Петербургского морского технического университета (Корабелки) Дмитрий Никущенко. «У нашей школы 4 основных направления деятельности. Это комплексное цифровое проектирование судов и средств океанотехники. Это технологическое направление создания роботизированных комплексов лазерной электрофизической обработки. Это цифровые технологии в проектировании подводной робототехники. И, направленные на предприятия цифровой суверенитет и киберфизическая безопасность цифрового производства». В новой Морской доктирине указывается¸ что новым приоритетным направлением в российском кораблестроении станет производство крупных судов большого тоннажа, а также авианосцев для Военно-Морского Флота.