29-09-2022
315 лет назад были построены знаменитые Петровские ворота в Петропавловской крепости
Это единственный образец сохранившейся до наших дней триумфальной арки времен правления царя-реформатора. Елена Медведева расскажет подробнее.
Согласно архивным документам, осенью 1707 года Петр Первый в письме генерал-инспектору Ульяну Синявину дал указание начать работы по возведению в Петербурге каменных ворот, - как он писал ″подобных Нарвским″. Уже на следующий год, по проекту Трезини, в Петропавловской крепости построили триумфальную арку из камня и дерева, украшенную горельефом с изображением Бога Саваофа и большим барельефом со сценой ″Низвержение Симона-волхва″ работы немецкого мастера Оснера. Этот сюжет в аллегорической форме прославляет победу царя Петра над Карлом Двенадцатым. Первоначальные ворота создавались еще до Ништадтского мира, но вся программа убранства была предчувствием грядущего триумфа. В 1716-1717 годах Трезини их перестроил - полностью в камне. Туда перенесли барельеф Оснера, в нишах по сторонам арки установили скульптуры ″Храбрость″ и ″Благоразумие″. В 1720 году над аркой ворот был помещен государственный герб Российской империи – двуглавый орел весом более тонны, отлитый из свинца мастером Вассу. В 1730 году на фасаде нижнего яруса ворот, над нишами, помещены рельефы с изображением воинских доспехов, выполненные резчиком Федоровым. И это еще не все изменения, произошедшие за все время их бытования, рассказала главный научный сотрудник музея Марина Логунова: "Петровские ворота дали название целой куртине, а петровские они, потому, что над ними когда-то возвышалась двухметровая статуя Апостола Петра, в окружении ангелов и прочих добродетелей. Но впоследствии остались только две скульптуры, которые мы сейчас и видим. Затем была икона Николая Чудотворца, покровителя мореплавателей и путешественников. Это очень важно было для города, который строился как город-порт. Во времена Николая первого ворота оштукатурили, чтобы уберечь камень, из которого они построены – даламита. Облик, конечно менялся – сейчас мы уже увидим статуи Апостола Петра, не увидим статуй добродетелей. Однако реставрация начала 2000-х вернула им облик на период 18 века. Такими их и видел Петр. Кстати, когда сняли орла, впервые за время их бытования, на реставрацию, то обнаружили у них следы от пуль, В них стреляли в первые революционные годы. Их тоже постарались привести в тот вид, какой задумывался в начале 18 века. Восстановили короны над головами, утраченные в революционное время"
Чтобы уберечь подлинные деревянные барельефы, их переместили на постоянную экспозицию ″История Петропавловской крепости″, заменив копиями. В прошлом году музей истории Петербурга объявил фотоконкурс ″Санкт-Петербург. Под крыльями двуглавого орла″. С работами участников можно ознакомиться в соцсетях музея.