13-10-2022
Несуществующий Петербург Михаила Махаева
В Михайловском замке открылась выставка работ уникального мастера видового рисунка второй половины 18 века - Михаила Махаева, который стоял у истоков жанра городского пейзажа в отечественном искусстве. Парадный облик Петербурга известен именно по его зарисовкам и часто тиражировался в живописи, прикладном искусстве и европейской гравюре. Елена Медведева расскажет подробнее.
Создание серий гравюр с видами Петербурга, порученное Михаилу Ивановичу Махаеву, являлось важным государственным проектом. До наших дней дошли 22 петербургских панорамных рисунка, хранящихся в разных собраниях. В Русском музее находятся 13 из них и зрители могут видеть их на выставке. Они предназначались для перевода в гравюру и большого альбома, но проект, задуманный российской академией наук, так и не был осуществлен. У посетителей есть уникальная возможность увидеть эти прекрасные работы, так как, несмотря на очень высокий художественный уровень графических листов, их рассматривали как подсобный материал и не очень берегли. Однако большинство произведений Махаева было растиражировано. Именно гравюра, как более долговечный и доступный для широкой публики материал, сохранила для нас наследие мастера. Его глазами видели столицу жители отдаленных уголков России и граждане других государств, рассказывает ведущий научный сотрудник отдела гравюры Русского музея Юлия Ходько: "Дело в том, что Петербург, отраженный в работах Махаева сильно отличается от того, что было на самом деле. То, что мы сейчас считаем реалистичным, таким, каким мы представляем Петербург 18 века по его рисункам, таким не было. Эти рисунки носят риторический характер, пропагандистский. Он рисовал идею, мечту и в них был воплощён идеальный образ центра империи – совершенного города. Даже когда он рисовал с натуры, он добавлял в свои панорамы несуществующие еще здания, проекты которых запрашивались у Канцелярии строений. Даже то, что потом было построено, могло иметь совсем другой вид. Он использовал разные инструменты для работы на улице, камеру обскура, например. Ему ставили четырехметровые платформы с которых он делала зарисовки и все это дало великолепный результат".
В творчестве Махаева сформировался особый ракурс видовых изображений. Впервые в истории отечественного искусства русский художник сумел изобразить глубокий перспективный вид с уходящими почти за горизонт линиями рек и улиц. Экспозиция показывает первый масштабный проект Махаева – альбом с его гравюрами, куда входил огромный план города и 12 городских видов. Оригинальные рисунки мастера, к сожалению, не сохранились. У зрителей также есть уникальная возможность увидеть медные доски, с которых печатали гравюры с видами Петербурга в середине 18 века. Представлены живопись и гравюры русских и европейских мастеров, исполненные по его произведениям – всего более 100 экспонатов. Это первая выставка выдающегося мастера, так полно показывающая его творчество. Выставка посвящается памяти Марии Андреевны Алексеевой – выдающегося исследователя русской гравюры и творчества Михаила Ивановича Махаева.