"РОССИЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
 

НАВИГАТОР

ПРЯМОЙ ЭФИР 66,3 МГц





НОВОСТИ

Слушайте по первой программе городской и областной трансляционной сети, и на частоте УКВ 66,3 МГц

21-10-2022
"Разрешить нельзя запретить"

История цензурного законодательства, жизнь и деятельность цензоров до- и послереволюционной России стали темами докладов на Международной научно-практической конференции "Разрешить нельзя запретить". Форум проходил на базе петербургской Государственной театральной библиотеки. С подробностями Елена Серова.

В заглавии конференции "Разрешить нельзя запретить" намеренно опущен знак препинания. Каждый из участников выбирал место, куда поставить «запятую» в своем докладе. Конференция посвящена изучению комплекса проблем, входящих в понятие «театральная цензура» в до и после революционной России. Сочинения, предназначенные для сценического воплощения, проходили две цензуры: общую и драматическую. Первая разрешала или запрещала печатать пьесу, вторая давала оценку спектаклям на сцене конкретного театра. На цензуру возлагалось разрешение к постановке не только драматических произведений, но и оперных и балетных либретто, текстов ко всем музыкальным, цирковым и балаганным представлениям, театральным рецензиям и афишам. Цензоры внимательно следили за тем, чтобы в постановках ничего крамольного не касалось: нравственности, монархии и государства, религии, а после революции неприкосновенными для критики стали темы социализма и коммунизма. Причем, цензуре подвергались не только слова, произнесенные актерами, но и их мимика, позы, интонации, которыми можно выразить подчас гораздо больше, чем вербально, уверен модератор конференции, руководитель научно-исследовательской части Александринского театра Александр Чепуров: «Еще в начале 19 века цензура прекрасно понимала, что в театре не все выражается с помощью слов, а слово пьесы не всегда соответствует тому, что произносится со сцены. Есть импровизация, отсебятина. В 1810 году сначала в Большом театре, затем в Александринском театре начали выделять бесплатное место для цензора. Причем, цензор присутствовал на каждом спектакле. Цензор составлял рапортичку, если было представлено что-то неудобное с точки зрения нравственной, политической, религиозной и т.д. В воспоминаниях, скажем, Петра Каратыгина присутствуют сообщения, что актеров наказывали за отсебятину штрафами. Это касалось мимики, жестов, интонационных акцентов». До 1865 года запрещенные пьесы оставались в фондах цензурного ведомства, разрешенные вставали на полки Центральной библиотеки Дирекции Императорских театров, а ныне Петербургской государственной театральной библиотеки. Самым ценным результатом деятельности цензурного ведомства явилось то, что оно сохранило практически все, созданное в России в драматическом жанре. В мероприятии приняли участие историки театра, театроведы, литературоведы, сотрудники музеев из Петербурга, Москвы, а также исследователи из Франции и Финляндии.

  Культура   Елена Серова
Рубрика Корреспондент

Комментарии
Имя:
E-Mail:
Комментарий:
 
 

 

ПРЯМОЙ ЭФИР 99,0 FM

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ


25-04-2024
4 мая в Петербурге пройдет акция "Лента Победы"

Автомобильная колонна восстановленной техники времен Великой Отечественной войны пройдет по центру Петербурга 4 мая в рамках эстафеты народной памяти "Лента Победы: помним каждого, чтим всех". После этого участники и зрители соберутся на Пискаревском мемориальном кладбище и памятная акция продолжится там. Подробности – в репортаже Артема Сащенко.



25-04-2024
Художественной жизни Ленинграда посвящена выставка "Михаил Шемякин. Взгляд сквозь время"

Работы известных мастеров ленинградского и московского андеграунда 60-70х годов прошлого века представлены на выставке в Центре Михаила Шемякина. Отдельная часть экспозиции - пространственная инсталляция, посвященная шемякинскому альманаху "Аполлон-77", который сейчас называют выдающимся художественным памятником. Елена Медведева расскажет подробности.



25-04-2024
Петербург готовится к празднованию Дня Победы

В Петербурге завершается подготовка к празднованию Дня Победы 9 Мая. По традиции? в городе предусмотрено около двухсот торжественно-траурных мероприятий. Акция «Бессмертный полк» пройдёт в онлайн-формате из-за повышенного внимания к вопросам безопасности. С подробностями Вячеслав Чуманов.



24-04-2024
В Петербурге подвели предварительные итоги Тотального диктанта

В акции «Тотальный диктант» в Петербурге в этом году приняли участие 7 тысяч 607 человек. Это больше, чем в прошлом году. А онлайн-диктант – писали более миллиона человек. Подробности в репортаже Артема Сащенко.

ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург" (www.rtr.spb.ru). © 2001-2024, www.rtr.spb.ru (ртр.спб.ру). Регистрационный номер ФС 77-72201 от 24.01.2018 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Волков Виталий Юрьевич. Ответственный за содержание сайта -  Александрова Екатерина Анатольевна. Адрес электронной почты редакции ЭСМИ - webmaster@rtr.spb.ru. (812) 234-56-37. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК) и со ссылкой на сайт "www.rtr.spb.ru" (для интернет-проектов - с гиперссылкой). Для детей старше 16 лет.