05-12-2022
Николай Суетин и супрематический фарфор
В Главном штабе Эрмитажа начала работу выставка, посвященная одному из ведущих художников русского авангарда Николаю Суетину. В результате совместной работы музея и мастеров Императорского фарфорового завода была восстановлена и расписана ваза формы «Крокус», созданная Суетиным в 20-х годах прошлого века, которая по праву считается шедевром мирового дизайна в фарфоре. Елена Медведева продолжит тему.
Выставка приурочена к 125-летию со дня рождения Николая Суетина – одного из ведущих художников круга Малевича. Будучи мастером мощного дарования, он занимался и живописью и дизайном архитектуры. Творческое наследие мастера сыграло огромную роль в формировании школы художественного фарфора, так как большая часть жизни Суетина оказалась связана с его промышленным производством. Начиная с 1922 года и до последних своих дней, Суетин работал с этим материалом на Государственном фарфоровом заводе, внедряя супрематические формы, применяя супрематизм в росписи, рассказывает старший научный сотрудник Отдела «Музей императорского фарфорового завода» Эрмитажа, хранитель коллекции современного фарфора, куратор выставки Инна Майстренко: "И здесь он оставил наследие, получившее название супрематический фарфор. С 1932 года он стал художественным руководителем Ломоносовского фарфорового завода и очень много времени уделял работе с творческим коллективом. Он проводит принципы супрематизма в работу на фарфоре и больше двух десятков лет - он наставник и друг молодых художников. Он учил их ставить перед собой композиционную задачу и решать ее в соответствии с замыслом. Прошло много лет с тех пор как нет Суетина, но такая супрематическая прививка продолжает работать. Это отношение к точности композиции. Он был очень требовательным, но делал работу увлекательной и создавал свежую атмосферу, несмотря на напряженную работу. И благодаря ему сформировалась уникальная образовательная система. Так как он умел разглядеть в каждом талант, развивал индивидуальные способности в каждом и умел это поддержать и развить". В 1935 году Суетин создал чайный сервиз и вазу к нему для массового производства. Ясная, четко выраженная форма получила название «Крокус», объясняющее ассоциацию с цветком, рассказывает Инна Майстренко: "Это такой новый взгляд автора на супрематизм, стремление очеловечить беспредметное искусство, соединить жесткие линии и мягкие формы. Сервиз Суетина функционален, приспособлен к использованию в быту. Сервиз пользовался популярностью и производился заводом больше 30 лет, был основным по форме в это время. Он состоял из обычного набора предметов, но был дополнен вазой, которая представляла собой абсолютно отдельную самоценность. Художники сразу полюбили такую ясную форму и просторную поверхность для росписи. На ней создано огромное количество вариантов росписи". Форма вазы была выбрана для проекта, посвященного Суетину, восстановлена и расписана. На выставке представлены графические листы с эскизами, созданные в процессе творческой акции, а также исполненные в фарфоре варианты росписи. Проект показывает органическое соединение традиций суетинской школы фарфора и новаторства современных мастеров – стремления к уникальным образным решениям. В соседнем зале демонстрируется фильм, который был снят специально для проекта. Художники завода рассказывают о влиянии Николая Суетина на современное искусство фарфора.