25-05-2023
О влиянии Египта на культуру Петербурга рассказывает выставка в Петропавловской крепости
В Петропавловской крепости открылась выставка, которая рассказывает о влиянии Древнего Египта на культуру Петербурга. Представлены живописные и графические произведения, листы архитектурной графики, уникальные издания, фотографии, запечатлевшие известные петербургские памятники «египетского стиля». Елена Медведева продолжит.
Европейская культура 18-19 веков обратилась к наследию исчезнувшей нильской цивилизации сначала опосредованно - через знакомство с памятниками античного мира, а затем напрямую после наполеоновского похода в Северную Африку. Древний Египет обогатил мировое искусство как ни одна другая древняя цивилизация. Повлияла она и на архитектурный облик, культуру и науку Петербурга, оставила свой след в литературе, театральных постановках. Открывают выставку редкие издания, посвященные Древнему Египту. Именно из них многие поколения архитекторов, художников, композиторов черпали вдохновение в работе, переосмысляя неведомые им прежде художественные мотивы. Это, например, фундаментальный труд начала 18 века французского филолога и историка, монаха ордена бенедиктинцев Бернара де Монфокона, французского гравера барона Доминика Виван-Денона, а также иллюстрации из труда русского путешественника и государственного деятеля Авраама Норова. Цесаревич Николай Александрович свое знаменитое восточное путешествие начал именно с Египта. Первый том отчета об этой поездке с иллюстрациями экспонируется на выставке. Отдельный ее раздел посвящен обелискам, рассказывает куратор Владимир Авдеев: "Как ни странно, но первые египетские мотивы появляются у нас при Петре. Создавая свой северный Версаль – Петергоф, Петр повелел сделать там фонтан в виде пирамиды или обелиска, тогда разницы не видели. При празднованиях, которые проходили при Петре шумно и с размахом, выстраивались декорации и среди них были обелиски, как памятники воинской доблести. Традицию принесли к нам итальянские архитекторы, ведь в Риме есть древние обелиски из Египта. При Екатерине Второй обелиск появился в Царском селе. Идея создать памятник в честь побед русских войск в русско-турецкой войне 1787—1791 годов, возникла у императрицы Екатерины II в 1795 году. В 1798 году император Павел I своим указом выделил средства на сооружение монумента в честь побед Румянцева-Задунайского. Этот обелиск сейчас установлен на Василевском острове. И впоследствии он прочно закрепился как символ высшей воинской доблести. В 1985 году на площади Восстания был установлен обелиск "Городу-Герою Ленинграду"".
Обширный комплекс изобразительных материалов посвящен самому известному египетскому памятнику Петербурга: подлинным древнеегипетским сфинксам, возраст которых – около четырех тысяч лет. Они появились на Университетской набережной в разгар египтомании в Европе, в 1834 году. Дополняют экспозицию изысканные образцы мебели, вазы, подсвечники и другие предметы декоративно-прикладного искусства с египетской символикой, которые позволят представить насколько глубоко интерес к культуре Древнего Египта проник повседневную жизнь Петербурга. Египетские мотивы нашли отражение в поэмах и стихотворениях петербургских поэтов. С египетской тематикой связан целый ряд петербургских театральных постановок. В мультимедийном формате на выставке можно увидеть афиши, программы, фотографии, эскизы костюмов этих спектаклей. В составе экспозиции - работы современных петербургских художников и скульпторов. Отдельная витрина посвящена бронзовым сфинксам Михаила Шемякина: созданные в сотрудничестве с архитекторами Бухаевым и Васильевым, они стали центральным элементом «Памятника жертвам политических репрессий» на Воскресенской набережной. Демонстрируются подлинный проект памятника, а также фотографии.