ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕЛЕВИЗИОННАЯ И РАДИОВЕЩАТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"

Вы здесь: Главная > Радио России - Санкт-Петербург


НАВИГАТОР

ON LINE ОБЩЕНИЕ
ПРЯМОЙ ЭФИР
Концерт по заявкам
--------------------
Гостевая книга
Народная линия
Программа передач
--------------------
Лента новостей
  
Городская жизнь
   Зарубежье
   Криминал и безопасность
   Культура
   Наука и техника
   Образование
   Политика
   Происшествия
   Регионы
   Социальные проблемы
   Спорт
   Транспорт
   Федеральные новости
   Экономика
   Экология
--------------------
Аудио архив программ:
 
Губернатор о главном 
 Губернатор Ленинградской области
 Ветер в окно
 Детский остров
 Исторический клуб
 Как это по-русски? 
 Кругозор
 Ладно ль за морем, иль худо?
 Малая Садовая
 Мой путь
 Музыкальная история
 Новости дня
 Петербургский автограф
 Пулковский меридиан
 Радиоклуб на Карповке
 Русский музей
 Служба 325. Скорая  кулинарная помощь
 Театр у вас дома
 Эрмитаж
--------------------
 
Программа передач
 
Программы
 
Ведущие
 
Корреспонденты
 
Операторы
 
Радио в лицах
 
Знакомые незнакомцы
--------------------
Вести-Санкт-Петербург
Вести. Видеоблог
Вести - погода
Вести - почтой
RSS-канал
КОНКУРС

"Эрмитаж для всех и каждого"
Конкурс к 250-летию Эрмитажа

В 2014 году Государственный Эрмитаж отмечает 250-летие.
13 января на Радио России стартовала викторина на лучшее знание истории Эрмитажа и его коллекций.

Время выхода в эфир: каждое воскресенье в 10 часов 20 минут.
Конкурс проводится в три этапа: январь-март (1 тур), апрель-июль (2 тур), август-ноябрь (3 тур). В каждом по 10 заданий.
Ответы на вопросы будут звучать в эфире в конце каждого тура. Победители получат в награду книги об Эрмитаже.

Письма с ответами мы ждем по адресу: 197022, Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 43, Радио России, Анне Всемирновой с пометкой "Конкурс к 250-летию Эрмитажа" или по электронной почте vsemirnova@rtr.spb.ru с пометкой "Конкурс к 250-летию Эрмитажа". Просим указывать в письме список использованной литературы.

Примечание: ответы петербуржцев оцениваются вне конкурса, поскольку викторина рассчитана на слушателей Радио России других городов и зарубежья.
Письма с ответами слушателей редакция не возвращает.


3 тур

Призеры третьего, заключительного тура:

1. Стефания Мариановна Пилярская – Нижний Новгород
2. Георгий Иосифович Призва – Киев
3. Ольга Федоровна Ходыкина Москва
4. Надежда Ивановна Голыженкова – Москва
5. Нина Андреевна Уварова – город Балахна Нижегородской области
6. Наталья Васильевна Акжигетова – Москва
7. Лидия Ильиничка Белая – город Реутов -5 Московской области
8. Любовь Николаевна Макарова – Донецк Ростовской области
9. Маргарита Ивановна Пономарева - Первоуральск
10. Валентина Александровна Ильинская - Москва
11. Тамара Тимофеевна Крылова - Москва
12. Валентина Александровна Жарикова - Петербург
13. Татьяна Александровна Шаплыгина - Петербург
14. Николай Петрович Матвеев  - Петербург
15. Фаина Владимировна Куфтина - Каменск-Уральский Сверловской области
16. Алексей Елизарович Веселков – Бердск Новосибирской области

Отмечаем :
1.Галину Константиновну Белоусову – город Лабинск
2.Ольгу Александровну Князеву – Астрахань


1 вопрос:

О ком, кто родился в Киеве, и чей портрет можно увидеть в Эрмитаже, почти сто лет назад написано прекрасное стихотворение. Кто его автор?
Примечание: Стихотворение широко известно благодаря популярному телевизионному фильму.
Ответ

2 вопрос:

Эта картина долгое время находилась в Эрмитаже. Сюжет о древнем Киеве был взят для нее из произведения известного автора, чье скульптурное изображение также находилось в Эрмитаже. Почти одновременно картина и скульптура были переданы другому музею.
О каких произведениях искусства идет речь? Назовите их создателей.
Ответ

3 вопрос:

В Зимнем дворце и в других зданиях Эрмитажа часто, еще со времен Екатерины II, проводились различные придворные празднества. Одному такому празднику Г.Р. Державин посвятил четверостишие. Что на празднике было настолько ярким и необыкновенным для поэта и публики, что вдохновило Державина на стихотворные строки?
Ответ

4 вопрос:

В Зимнем дворце всегда заботились о комфортном проживании. Некоторые устройства, появляясь иногда и в качестве забавы, становились необходимостью и совершенствовались от владельца к владельцу. Устройство, о котором идет речь, появилось в Зимнем дворце впервые при Елизавете Петровне, усовершенствовалось при Екатерине II. А Николай I за сделанную работу наградил инженер-генерала Александра Вильсона бриллиантовым перстнем. О каком устройстве идет речь?
Ответ


5 вопрос:

В зимнедворцовой резиденции останавливались и даже надолго именитые гости российских государей. Случилось так, что одновременно в ней проживали два знаменитых художника: француз и итальянец. Они оставили яркий след не только в развитии русского живописного искусства, но и в убранстве дворцов петербургской знати. О каких художниках идет речь? В какое время они работали в Санкт-Петербурге? Назовите их известные работы.
Ответ

6 вопрос:

Широко известна повесть Гоголя "Портрет". Есть в отечественной литературе повесть другого писателя 19 века о судьбе и нравственном выборе художника. Разыскивая героя, рассказчик знакомится со стариком – художником, который копирует вместе с учеником картину модного итальянского художника 18 века на тему венецианских празднеств. Старик говорит, что он прославился как копиист этой картины, понимает ее красоты, но сейчас делает копию наскоро, поскольку заказчику-любителю все равно: худо, хорошо ли сделано, главное – модно. Он доволен, что получит добрую сумму денег, пока не узнает, что его коллега, как ему кажется, получил заказ получше – копировать картину французского художника 19 века. Если вы верно назовете повесть, то сможете сказать, о каких картинах идет речь.

Работа французского мастера находится и сегодня в Эрмитаже, а полотно итальянца было передано в 1930-е годы в ГМИИ имени Пушкина.

Ответ

7 вопрос:

Какие произведения русских литераторов (исключая мемуары), посвященные Эрмитажу, его зданиям или памятникам, вам известны?
Ответ

8 вопрос:

Имя этого художника уже при жизни было овеяно легендами. Помимо таланта живописца и гравера, он был музыкантом, актером, автором поэтических сатир.
Сочувствуя повстанцам, он с интересом писал портреты разбойников, загадочных фигур, образы дикой романтической природы.
Среди его работ в эрмитажной коллекции есть портрет, в котором художник изобразил и собственные черты.
Считается, что это автопортрет, сделанный с помощью зеркала.
Назовите имя художника, в составе какой коллекции его работы попали в Эрмитаж?
Ответ

9 вопрос:

Этот небольшой древний предмет из эрмитажной коллекции произведений искусства народов Передней Азии и Закавказья, служил некогда для украшения символа царской власти.
Что это за предмет, где он был найден? Чей вклад в изучение этого региона вы бы могли отметить?
Ответ

10 вопрос:

Какие только экипажи не появлялись в Зимнем дворце и Эрмитаже, вызывая восхищение искусной работой мастеров, разнообразием убранства.
Появление этого экипажа было связано еще и с глубокой тайной, раскрыть ее было делом чести ленинградских ученых.
О каком экспонате идет речь? В чем заключается его уникальность?
Ответ


Ответы:

Ответ на 1 вопрос:

Речь идет о генерал-майор от инфантерии Александре Алексеевиче Тучкове (Тучков- четвертый) (1777г.-1812г.). Родился в Киеве.
Александр Алексеевич Тучков получил своё боевое крещение в 1806 году в бою под Голымином, где показал редкое мужество и самообладание. После этого он был назначен шефом Ревельского пехотного полка, с которым и связана его дальнейшая судьба.
Три брата Тучковы – Николай Алексеевич Тучков (I), Павел Алексеевич Тучков (III) и Александр Алексеевич Тучков (IV) – герои Отечественной войны 1812 года. При Бородине отличились братья Николай и Александр. Увидев, что солдаты заколебались, Тучков (IV) схватил знамя 1-го батальона, бросился вперёд, но был сражен картечью.
В Галерее героев Отечественной войны 1812 года есть его портрет, исполненный Джорджем Доу.
В декабре 1913 года Марина Цветаева написала стихотворение "Генералам двенадцатого года":

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна...

Романс Настеньки на стихи Марины Цветаевой (музыка Андрея Петрова) прозвучал в телевизионном фильме Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово".

Ответ на 2 вопрос:

Картина А.И.Иванова "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году", скульптура М.М.Антокольского "Нестор Летописец". Оба произведения поступили в Русский музей Императора Александра III ( ныне Государственный Русский музей) из Эрмитажа в 1897 году.

Ответ на 3 вопрос:

Гавриил Романович Державин был восхищён яркой и необыкновенной красотой "хрустальной палатки" из стекла в Эрмитажном театре.

С 1808 по 1823 год в Эрмитажном театре Зимнего дворца устраивались придворные новогодние маскарады. В театральном зале (а он сооружен в виде амфитеатра) возводилась "ХРУСТАЛЬНАЯ ПАЛАТКА". Она устанавливалась на специальном помосте, соединяющем сцену и нижние ряды амфитеатра. "Хрустальная палатка" была изготовлена из нитей, составленных из граненых стеклянных столбиков и сплетенных в затейливые узоры на Петербургском стекольном заводе. Ярко освещенная снаружи и изнутри, она переливалась всеми цветами радуги. В палатке накрывался стол на 25 персон и в ней проводились танцы. Оформлением маскарадов и установкой "палатки" несколько лет занимался художник Пьетро Гонзаго, которого ещё Джакомо Кваренги пригласил на должность главного декоратора Эрмитажного театра.

Присутствовавший на маскараде 28 января 1808 года Г.Р.Державин написал четверостишие, увековечившее хрупкую стеклянную конструкцию:

" Не Солнцев ли сей дом?
Он весь блестит огнями!".
Нет! храм, светящийся сердцами,
Когда счастлив народ царем".

Ответ на 4 вопрос:

Речь идёт здесь о лифтах Зимнего дворца.

Первый "подъёмный стул" в Зимнем дворце появился ещё при императрице Елизавете Петровне, когда строительство императорской резиденции близилось к завершению. Видимо, этот стул устроили, поскольку Елизавета Петровна в 1861 г. посетила свой новый дворец, осталась довольна.

Опыт со стулом уже в качестве забавы повторили для молодого императора Петра Третьего, который в начале 1762 г. также посетил Зимний дворец. Тогда для молодого императора "исправили подъёмный стул и покой, где он находился", распорядившись "сделать пробу, а от стула в другие покои настлать дорогу". Этот "подъёмный стул" с ручным приводом уже можно именовать лифтом.

Вторым лифтом Зимнего дворца стало "подъёмное кресло", сконструированное и построенное для Екатерины Второй талантливым механиком И.П. Кулибиным в 1793 г. Тогда императрице шёл 65-й год, поэтому сконструированное Кулибиным подъёмное кресло пришлось и к месту, и ко времени. "Кресло двигалось без цепей и канатов по винтовой линии". В качестве привода использовалась мускульная сила придворных слуг.

В 1826 г. в центре северо-западного ризалита Зимнего дворца, рядом с лестницей, установили "подъёмную машину", которая связала все три этажа дворца. В августе 1826 г. архитектор В.П.Стасов сообщил императору, что на Салтыковской лестнице устанавливается "машина подъёмная под наблюдением г. Вильсона". Когда в конце 1826 г. работы закончили, то Александр Яковлевич Вильсон получил от императора "бриллиантовый перстень за устроенную в новых комнатах Его Императорского Величества в Зимнем Дворце машину".

Открытая шахта лифта начиналась на первом этаже, проходила мимо второго этажа, где находились покои императрицы Александры Фёдоровны, и заканчивалась около покоев императора Николая Первого на третьем этаже дворца. Механизм лифта изготовили на Ижорском заводе. Он приводился в действие вручную, специально приставленными к лифту рабочими.

Лифт, установленный в 1826 г., проработал вплоть до пожара 1837 г. После пожара в 1838 г. в северо-западном ризалите установили новый лифт, разработанный инженер-полковником А.А. Фуллоном. В лифте его конструкции подъёмный винт крепился снизу к открытой платформе, и усовершенствованная конструкция действовала по принципу вертикального поршня. Саму "люльку" выполнили из красного дерева с медной решеткой, дверцей и поручнями. Внутри находилось кресло красного дерева, обитое красным сафьяном. Машина приводилась в действие рабочими вручную. Специальная зубчатая передача передавала движение на винт подъёмной машины, который снизу подталкивал платформу с люлькой. По проекту 1838 г. подъёмная машина связывала уже не три, а только два нижних этажа жилой половины императорской семьи и предназначалась в первую очередь для императрицы и других дам.

В конце 1840-х гг. подъёмные машины установили на трёх вертикалях Зимнего дворца. Первый лифт вёл "в комнаты Её Величества", его посменно обслуживали 6 рабочих. Второй находился "в подъезде Её величества", его обслуживало 4 человека. Третий – в подъезде министра Императорского двора, его тоже обслуживали 4 человека. Эти лифты просуществовали в Зимнем дворце вплоть до начала 1860-х гг..

В 1861 г. началась массовая установка новых лифтов на главных подъездах дворца. Всего было сооружено 4 новых лифта: 1) на Собственном Их Величеств подъезде; 2) на половине покойной императрицы Александры Фёдоровны; 3) на половине наследника 4) на подъезде министра Императорского двора.

Ответ на 5 вопрос:

Право на существование имеют две версии ответа.

Первая версия:

Речь здесь идёт о французском художнике Луи Токке и итальянском художнике Пьетро Ротари.
Луи Токке жил в России в 1756 – 1758 годы, Пьетро Ротари – в 1756 – 1762 годы.
В 1756 году по приглашению канцлера, графа М.И. Воронцова со специальной миссией – написать парадный портрет императрицы Елизаветы Петровны – в Петербург был приглашён известный французский живописец, портретист, действительный член Парижской академии Луи Токке. За полтора года пребывания в России Токке написал несколько портретов Елизаветы Петровны и придворных, в том числе портреты семьи канцлера М.И. Воронцова, портреты графа К.Г Разумовского, графа А.П. Бестужева-Рюмина, графини Е.А. Головкиной и некоторых других.
Итальянский художник Пьетро Антонио Ротари приехал в Петербург в мае 1756 года. Оставаясь в Петербурге до конца своих дней, Ротари написал здесь несколько исторических картин, множество портретов и огромное количество идеальных женских головок. Среди его работ, хранящихся в Эрмитаже, картина Александр Македонский и Роксана.

Вторая версия:

Французский художник Луи Каравак и итальянский художник Джузеппе Валериани.
Оба жили в Старом Зимнем доме (Старом Зимнем дворце). Луи Каравак приехал в Петербург в 1716 году, прожил до конца своих дней в 1754 году. Джузеппе Валериани, приехав в Петербург в 1741-ом, тоже успел пожить в Старом Зимнем дворце до того, как Елизавета Петровна передала для проживания Старый Зимний дом своим лейб-компанцам.
Луи Каравак является автором парадного портрета Императрицы Анна Иоанновны, портрета Елизаветы Петровны в образе Флоры, многочисленных камерных портретов и исторических картин ("Полтавская баталия").
Среди работ Джузеппе Валериани можно назвать: плафоны Большого зала Екатерининского дворца Царского Села, Церкви Воскресения Христова; плафоны залов Большого Петергофского дворца, парадного зала Михайловского дворца и Строгановского дворца.

Ответ на 6 вопрос:

Речь идет о повести "Живописец" (1833год) Автор Николай Алексеевич Полевой.
Что касается художников и их полотен, то это: итальянский художник: Джованни Антонио Каналетто. Его картина  "Праздник обручения Венецианского Дожа с Адриатическим морем".(Второе название картины "Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей". Бучинторо - название венецианской церемониальной галеры -"золотая барка").
Из Эрмитажа картина была передана в ГМИИ им. А.С.Пушкина в 1930 году.
Французский художник Франсуа Гране. "Картина Внутренний вид хоров в церкви Капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме".
Картина была подарена художником императору Александру I. Поступила в Эрмитаж в 1821 году.

Ответ на 7 вопрос:

Приводим список произведений художественной литературы, называемых чаще всего в письмах участников конкурса.

Александр Сергеевич Пушкин Стихотворение "Полководец".
Николай Агнивцев стихотворение "Дама из Эрмитажа"
Александр Городницкий "Атланты"
Олег Тарутин "Что я видел в Эрмитаже"

Николай Васильевич Гоголь повесть "Ночь перед Рождеством" из цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки"
Александр Иванов рассказ "Стереоскоп" ("Сумеречный рассказ")
Николай Алексеевич Полевой повесть "Живописец"

Полный список перечисленных произведений не публикуем.
Отдельное упоминание: Даниил Александрович Гранин
В рассказе "Отец и дочь" (1982г.), в повести "Оборванный след" (2003г.) и в книге "Причуды моей памяти" (2009г.) писатель обращается к картине Рембрандта "Возвращение блудного сына."

Ответ на 8 вопрос:

Это итальянский художник Сальваторе Роза (1615-1673 год). Работа, о которой идет речь, имеет два названия: "Мужской портрет" и "Портрет бандита".
Полотна художника поступили в Эрмитаж в 1779 году в составе коллекции лорда Роберта Уолпола из замка Хоутон Холл, построенного специально для его собрания произведений искусства.
После смерти владельца продажа его знаменитой коллекции Екатерине II внуком лорда Р. Уолпола через русского посланника в Лондоне стала неприятной сенсацией для Англии.

Ответ на 9 вопрос:

В коллекции произведений искусства народов Передней Азии и Закавказья Эрмитажа хранится бронзовая статуэтка, некогда украшавшая царский трон. Статуэтка с лицом из белого камня, с огромными инкрустированными глазами, изображающая четвероногое крылатое существо с человеческим чертами и сложенными на груди руками. Этот предмет был найдет советскими археологами на холме Кармир-Блур (территория древнего государства Урарту - сегодняшняя Армения). Руководил раскопками с 1939 года Б.Б. Пиотровский. Экспедиция под его руководством собрала самый богатый материал для изучения Урарту - древнего государства в Юго-Западной Азии, располагавшегося на территории Армянского нагорья. В результате научной работы стало открытием древнего города-крепости Тейшебаини - последнего оплота урартской государственности периода заката Урарту.

Ответ на 10 вопрос:

Речь идет о деревянной парадной колеснице из Пятого Пазырыкского кургана на Алтае (IV век до н.э.)
К исследованию курганов в бассейне реки Улаган приступили в 1929 году. В 1949 был исследован Пятый Пазырыкский курган. Все обнаруженное: колесница, войлочный ковер, убранство лошадей и многое другое - составляли разнообразие вещей, которые должны были сопровождать покойного в загробный мир. Сохранность материалов обеспечивалась тем, что вещи находились в вечной мерзлоте (в могильник глубиной 4 метра и общей площадью 55 метров в древности проникла вода).
За пределами погребальной камеры были найдены захоронения лошадей и большая деревянная колесница в разобранном виде.
Все находки поступили в Эрмитаж, и начались их многолетние исследования и реставрация.
В результате научной реконструкции колесница (повозка) была собрана. Высота ее около трех метров, диаметр колесе 160 см. Корпус состоит из трех рам, соединенных между собой резными столбиками и кожаными ремнями, образующими платформу, над которой возвышается балдахин в виде беседки.


2 тур

25 августа подведены итоги второго тура. Лидерами стали:

1. Георгий Иосифович Призва - Киев
2. Стефания Мариановна Пилярская
- Нижний Новгород
3. Надежда Ивановна Голыженкова
- Москва
4. Тамара Тимофеевна Крылова
- Москва
5. Нина Андреевна Уварова
- город Балахна Нижегородской области
6. Ольга Федоровна Ходыкина
- Москва
7. Валентина Александровна Жарикова
- Санкт- Петербург

Финалисты, набравшие 9 и 8 баллов из 10 возможных:

1. Наталья Васильевна Акжигетова -Москва
2. Лидия Ильинична Белая
- Реутов -5 Моск. обл.
3. Галина Константиновна Белоусова
- Лабинск
4. Алексей Елизарович Веселков
- Бердск
5. Валентина Александровна Ильинская
-Москва
6. Ольга Александровна Князева
-Астрахань
7. Любовь Николаевна Макарова -
Донецк Ростовской области
8. Марина Малеева -
станица Советская Ставропольского края
9. Маргарита Пономарева -
Первоуральск

Петербуржцы:

10. Николай Петрович Матвеев
11. Татьяна Александровна Шаплыгина
12. Тамара Клементьевна Зайцева

1 вопрос:

В 1785 году известный европейский художник получил заказ Екатерины II написать картину, сюжет для которой он мог выбрать сам. В качестве аллегории, прославляющей молодое российское государство, художник избрал один очень известный мифологический рассказ.
О каком художнике и какой картине идет речь? Какие еще произведения на этот сюжет вы знаете в коллекции Эрмитажа?
Ответ

2 вопрос:

Поклонником ее искусства был даже великий Вольтер. И сейчас мы любуемся ее неповторимой грацией, глядя на портрет в залах музея.
Расскажите об этой героине и назовите автора картины.
Ответ


3 вопрос:


Зимний дворец, как известно, долгие годы был зимней резиденцией царской семьи, где жили царствовавшие особы, их многочисленные родственники и, конечно, дети. Однако, и сейчас в Эрмитаже есть свой царственный младенец, появившийся здесь в 2002 году. О чем же идет речь?
Ответ

4 вопрос:

Эта картина из собрания Эрмитажа написана в конце XVI века, художником, чьим именем названо даже целое направление в европейской живописи. Персонаж, изображенный на ней, по-разному воспринимался исследователями искусства, поэтому картина носила разные названия.
О каком шедевре из эрмитажной коллекции идет речь? Поводом для какой акции, прошедшей в музее в 2005 году, он послужил?
Ответ

5 вопрос:

Рассказывая об авторе этой картины, обычно вспоминают имя его большого друга - немецкого искусствоведа Иоганна Иоахима Винкельмана, преклонявшегося перед античным наследием. Поэтому не случайно картина написана на античный сюжет. Но не только сюжетом и художественными достоинствами интересно это произведение. С момента создания картины и до ее появления в коллекции Екатерины II, она пережила бурные приключения.
Какие? Назовите имя художника, расскажите о сюжете и вспомните, есть ли в коллекции Эрмитажа еще картины на такой же сюжет.
Ответ

6 вопрос:

Как часто художники, изображая своих родных или знакомых, создают образы, в которых запечатлевается жизнь целых поколений, они как бы несут в себе дух времени или становятся некими символами. Забывается конкретное имя, зато остается, например, "Девочка с персиками" Валентина Серова или "Флора" Рембрандта Харменса ван Рейна.
Вот и эта девушка, смотрящая немного в сторону, а не прямо на зрителя, дочь владельца кабачка, в котором любили собираться парижские художники, останется для нас таким образом.
Как называется это полотно, как звали изображенную на нем девушку и кто автор этого портрета?
Ответ

7 вопрос:

Имя этого мастера долго было легендой. Занимаясь алхимией, биологией, он творчески использовал природные материалы, которые стали названиями его многих произведений. Его искусство принесло мастеру такую известность, что семья Медичи пригласила его работать в Париж. Высокое покровительство помогло ему избежать гибели во время Варфоломеевской ночи, но все же он был заключен в Бастилию, где и умер.
Исключительный интерес к его творчеству вновь возник во второй половине XIX века. Именно тогда его затейливые картины появились в эрмитежной коллекции.
Назовите имя этого мастера, как назывались материалы, им созданные, давшие названия его произведениям?
Ответ

8 вопрос:

Две судьбы, два характера – так можно было бы сказать о героях некоторых картин, представленных в Эрмитаже. Они написаны в разных странах и в разные эпохи, однако их объединяет желание художника показать глубину и многообразие человеческих характеров.
Чьи картины, в которых мы видим двух героев, на ваш взгляд, наиболее ярко раскрывают сложные человеческие взаимоотношения?
Ответ

9 вопрос:

Журнал "Отечественные записки" за 1820-ый год об этом монументальном, но словно невесомо парящем творении писали, что это превосходное творение вместе с галереей, где оно поставлено, будет служить лучшим памятником архитектору "много способствовавшего к украшению столицы". Но надо заметить, что это произведения создано по проекту и рисунку двух архитекторов.
Назовите, пожалуйста, их имена.
О каком произведении идет речь, и где оно находится в сегодняшнем Эрмитаже?
Ответ

10 вопрос:

Эту картину можно назвать посвящением всем художникам. Правда, автор, облачившись в одежды иносказания, изобразил в ней самого себя.
О каком произведении идет речь? Назовите имя этого художника.
Ответ


Ответы:

Ответ на 1 вопрос:

Речь идет о картине "Младенец Геракл, удушающий змей, подосланных  Герой".  Одно  из наиболее известных  произведений  знаменитого  английского  живописца  XVIII века Джошуа Рейнолдса. Художник остановился на "Младенце Геракле", мотивируя свой выбор в письме к Потёмкину следующим образом: "Я избрал темою сверхъестественную силу Геракла еще в младенчестве, ибо сюжет этот допускает аналогию (по крайней мере, отдаленную) с недетской, но столь известной мощью русской империи. Я думаю, ваше сиятельство, что я первый использовал этот сюжет, по крайней мере во всем объеме, и именно так, как его описывал Пиндар"…
В Новом Эрмитаже есть зал  для древней скульптуры. Его архитектура воспроизводит внутренний дворик  богатого эллинистического или римского дома. Это так называемый Римский дворик. В нем находится мраморная фонтанная статуя первого века "Младенец  Геракл, удушающий змей". Выполнена в Древнем Риме с греческого оригинала.

Ответ на 2 вопрос:

Речь идет о танцовщице Мари-Анн де Кюпи де Камарго. Она родилась 15 апреля 1710 года в Брюсселе. Отцом ее был испанец-музыкант, который обнаружил у нее способности к танцу. А первым учителем стал дед.
Сперва малышку приглашали выступать в домах местной знати. Затем несколько дам собрали деньги, чтобы отправить Мари-Анн в Париж – учиться у знаменитой Франсуазы Прево.
Достаточно было трех месяцев занятий – и Камарго дебютировала в брюссельском театре "Де ля Монне". Ей тогда было всего пятнадцать лет. Камарго сразу предложили несколько контрактов, она выбрала оперный театр Руана и танцевала там, пока театр не закрылся. К тому времени девушка уже успела получить некоторую известность, и ей предложили место в Королевской академии музыки. Камарго приехала в Париж и 5 мая 1726 года дебютировала в дивертисменте Прево "Характеры танца".
Камарго стала олицетворением женского виртуозного танца для первой половины восемнадцатого века. Танцовщица вошла в моду. Парижане стали носить туфли и шляпы а-ля Камарго, веера и прически а-ля Камарго.
Камарго самовольно укоротила юбку чуть ли не на двадцать сантиметров. Правда, фижмы и шнурование сохранила, но теперь четкие отточенные движения ее ног были на виду, и публика могла сравнивать ее прыжки с прыжками мужчин-виртуозов. Она блеснула новым и неожиданным для женщины стилем танца – быстрым и напористым, не дающим зрителю возможность рассмотреть недостатки танцовщиц, она сделала ставку на виртуозность. Вольтер, один из ее поклонников, наградил Камарго таким комплиментом: "Она первая сравнялась в танце с мужчиной".
В Эрмитаже хранится картина Никола Ланкре "Танцовщица Камарго", написанная им в 1730 году. Написав портрет танцовщицы Камарго, великий Николя Ланкре, поклонник ее творчества, обессмертил великую Мари-Анн – одну из наиболее образованных женщин 18-го столетия, друга философов Гельвеция и Вольтера.

Ответ на 3 вопрос:

Речь идет о картине Казимира Малевича "Черный квадрат".
"Квадрат, - писал сам Малевич, - это творчество интуитивного разума. Квадрат живой, царственный младенец...".
Царственный младенец в Эрмитаже - это четвертый вариант "Черного квадрата".
Он оказался одной из немногих картин Малевича, которые после его смерти не были переданы наследниками художника в Русский музей и оставались в семье. По легенде именно его несли за гробом Малевича в день похорон. После смерти вдовы художника, последняя версия "Черного квадрата" вместе с "Автопортретом" и "Портретом жены" Малевича перешли к ее родственникам, а затем были проданы ими в коллекцию Инкомбанка. После кризиса 1998 г. эта коллекция за исключением "Черного квадрата" была выставлена на продажу. Министерство культуры Российской Федерации воспользовалось правом приоритета на приобретение в госсобственность особо ценных произведений искусства. Благодаря щедрости президента холдинговой компании "Интеррос" Владимира Потанина, который предоставил необходимую для покупки "Черного квадрата" сумму, полотно принял на хранение Государственный Эрмитаж.

Ответ на 4 вопрос:

Речь идет о картине Микела́нджело Меризи да Карава́джо "Лютнист" или "Юноша с лютней". Картина была написан около 1595 года для кардинала Франческо дель Монте, покровительствовавшего художнику. Одно время считалось, что на картине изображена девушка, и полотно называлось "Лютнистка".
Карава́джо был единственным художником, чьим именем названо целое направление в европейской живописи эпохи барокко - караваджизм.
Эта картина в 2005 году принимала участие в необычной акции: "Караваджо в Эрмитаже. Картина и аромат. Выставка и ароматическая инсталляция". Идея этого проекта принадлежала одному из самых известных мировых парфюмеров Лауре Тонатто и историку искусства Алессандре Марини. Напротив картины была установлена консоль с девятью цилиндрическими сосудами, содержащими гель с девятью ароматами: шестью цветочными (ирис, ромашка, жасмин, листья апельсинового дерева, шиповник, дамасская роза) и тремя фруктовыми (инжир, слива, груша). Десятый, объединяющий эти девять, дал финальный аромат под названием "Караваджо".

Ответ на 5 вопрос:

Речь идет о картине Антона Рафаэля Менгса "Персей и Андромеда", написанной им в 1777 году.
Антон Рафаэль Менгс (1728 – 1779 гг.) - крупнейший немецкий представитель неоклассицизма XVIII века. Обращался к античному наследию для поиска совершенных художественных форм. Картина написана на сюжет античной мифологии. Дочь эфиопской царицы Кассиопеи и царя Кефея, прекрасная Андромеда, должна была стать жертвой морского чудовища, опустошавшего страну. Прикованная к скале, ожидала она своей страшной участи, когда её увидел пролетавший мимо на крылатом коне Персей, сын Зевса и Данаи. Опустившись на остров, он сразился с чудовищем и освободил принцессу. В награду за свой подвиг Персей получил в жёны полюбившую его Андромеду…
Еще один безусловный шедевр в эрмитажной коллекции на этот же сюжет - картина знаменитого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса "Персей и Андромеда". В Эрмитаж она поступила в 1769 году в составе коллекции графа Генриха Брюля.

Ответ на 6 вопрос:

Огюст Ренуар. Картина "Девушка с веером".

Ответ на 7 вопрос:

Это французский художник-керамист XVI века Бернар Палисси.
Произведения Бернара Палисси и его последователей включают "Сельские глины" - блюда, украшенные рельефными изображениями рыб и рептилий.

Ответ на 8 вопрос:

Благодарим участников конкурса за разнообразие вариантов ответов. Все они имеют право на существование. И все же оставляем за собой право назвать три полотна. Речь идет о полотнах "Апостолы Петр и Павел" Эль Греко, "Давид и Урия" Рембрандта Ван Рейна
и "Две сестры" Пабло Пикассо.

Ответ на 9 вопрос:

Речь идет о чаше эллиптической формы из зелено-волнистой ревневской яшмы Колыванской шлифовальной фабрики, созданной в 1816-1819 гг. Чаша выполнена по проекту архитектора Джакомо Кваренги, рисунок бронзовой отделки (венок) архитектора Карла Росси. Первоначально была поставлена в "Гваренговой галерее", ведущей в Эрмитажный театр. Именно об этой чаше написано в журнале "Отечественные записки" № 7 за 1820 - ый год.
Чаша неоднократно меняла свои места:
галерея-фойе Эрмитажного театра, площадка первого этажа Парадной лестницы Нового Эрмитажа, зал рисунков Нового Эрмитажа. В настоящее время чаша находится в галерее перед Парадной (Посольской) лестницей Зимнего дворца.

Ответ на 10 вопрос:

Речь идет о картине Рогира ван дер Вейдена "Святой Лука рисующий Мадонну".
Согласно легенде Святой Лука был первым, кто написал портрет Богоматери. На этом основании художники считали его своим покровителем, в Нидерландах в XV веке было создано и получило распространение объединение Св. Луки - цеховое объединение художников, печатников и скульпторов. Специалисты предполагают, что лицо Св. Луки - автопортрет художника.


1 тур

Лидерами среди финалистов первого тура стали:
Лидия Ильинична Белая – Реутов - 5 Московской области,
Марина Малеева станица Советская Ставропольского края,
Наталья Васильевна Акжигетова - Москва,
Надежда Ивановна Голыженкова - Москва,
Тамара Тимофеевна Крылова - Москва,
Ольга Ходыкина -Москва,
Стефания Мариановна Пилярская – Нижний Новгород,
Маргарита Пономарева – Первоуральск,
Георгий Иосифович Призва – Киев,
Нина Андреевна Уварова – Балахна Нижегородской области.
Петербуржцы:
Валентина Александровна Жарикова,
Николай Петрович Матвеев,
Татьяна Александровна Шаплыгина.
 

1 вопрос:

Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда коллекция из 225 картин, купленная по распоряжению Екатерины II у берлинского торговца И. Э. Гоцковского, была доставлена в Петербург и размещена в Зимнем дворце.
В своем Эрмитаже Екатерина для гостей ввела особые правила поведения.
Но помимо Эрмитажа, находящегося в Зимнем дворце, существовали и другие Эрмитажи.
Назовите их и объединяющий общий принцип. Кому и для каких целей служили Эрмитажи?
Ответ

2 вопрос:

Однажды в 1778 году Екатерина II, рассматривая гравюры из своего книжного собрания, обратила внимание на некий памятник, который ей очень понравился. И она дала обет ( имеется ввиду не застолье, не пышный обед, а обещание). Екатерина II дала обет некоему святому создать в Петербурге некий памятник. И зафиксировала это письменно. Это обещание действительно существует как письмо, которое заканчивается такими словами: "и не буду иметь ни покоя, ни отдыха, пока все не будет окончено".
Вопрос: кому был дан обет, и что появилось, когда этот обет императрицы оказался исполненным?
Ответ

3 вопрос:

Как известно, Эрмитаж стоит на набережной Невы. И к Эрмитажу особенно летом ежедневно подплывают и швартуются лодки, корабли. Корабли прибывали сюда и в 18 веке. Но наш вопрос касается корабля, который "приплыл" в Эрмитаж как экспонат в 1982 году.
Как называется этот корабль, и откуда он "приплыл" в Эрмитаж?
Ответ

4 вопрос:

В Императорском Эрмитаже помимо общей Эрмитажной библиотеки в Зимнем дворце существовали с учетом вкусов и пристрастий владельцев и собственные Его императорского Величества библиотеки. И нередко бывало так, что книги из Эрмитажного собрания передавались в императорскую публичную библиотеку, потому что оказывались ненужными.
И вот в эпоху Николая I часть книг из его эрмитажной библиотеки были, можно сказать, даже сосланы в Публичную библиотеку за ненадобностью, настолько они вызывали у него неприятные чувства.
О каких книгах идет речь?
Ответ

5 вопрос:

В галерее Драгоценностей Эрмитажа представлены разнообразные коллекции: золото древних кочевников, греческое золото античных городов северного Причерноморья, бриллиантовая кладовая, западно-европейское ювелирное искусство…
И среди всего этого богатства есть личные вещи, принадлежавшие членам семьи российских монархов. Они передавались по наследству как знак особого расположения и доверительности.
Так "щепетильная" тема указана в завещании императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I). Такого рода вещица представлена и среди личных предметов Елизаветы Петровны, были они и в Бриллиантовой комнате Екатерины Великой. У английской королевы Елизаветы они тоже были, шотландский король Джеймс IV носил их на шее. Они широко использовались, но о них не распространялись. О каких предметах из Галереи драгоценностей Эрмитажа идет речь?
Ответ

6 вопрос:

Этот экспонат Эрмитажа имеет не столько художественную, сколько историческую ценность, поскольку визуализирует, то есть воочию представляет огромные пространства Российской империи, границы которой русские императоры всегда мечтали приблизить. Однако, только Николай II, продолжая дело, начатое его отцом, императором Александром III, смог осуществить этот грандиозный план.
О каком удивительном памятнике русской культуры - экспонате музея - идет речь?
Ответ


7 вопрос:

Сейчас познакомиться с шедеврами Эрмитажа может любой человек, в любой точке нашей планеты. И это стало возможным не только с появлением Интернета, а прежде всего благодаря многочисленным прекрасным изданиям и альбомам, рассказывающим о богатейших коллекциях музея и наиболее известных экспонатах.
Но вот вопрос: когда, где и кем был опубликован первый альбом фоторепродукций эрмитажных шедевров. (Внимание: речь идет не о путеводителе!)
Ответ

8 вопрос:

Музыка, и музыкальное звучание, которыми восхищался Александр Пушкин (об этом есть свидетельства современников), связана и с одним знаменитым экспонатом Эрмитажа. В чем особенности этого музыкального звучания? И кто писал музыку для эрмитажного экспоната?
Ответ

9 вопрос: 

В Эрмитаже - не только собрания коллекций произведений самых разных видов искусств эпох и народов, доставленные из разных стран. Эрмитаж хранит историю создания и разнообразие жизни зимнедворцовой резиденции монархов.
Именно здесь впервые в России появился и получил развитие вид искусства, принесший славу нашему Отечеству. О каком виде искусства идет речь?
Ответ

10 вопрос: 

Среди хранителей и реставраторов Эрмитажа было немало известных ученых, филологов, художников. Достаточно назвать имена Егора Егоровича Келлера, Лудольфа Эдуардовича Стефани, Федора Антоновича Бруни, скульптора Теребенева, таких живописцев и художников как Бенуа, очень известного исследователя античного искусства Оскара Фердинандовича Вальдгауера. Здесь можно вспомнить имя и Иосифа Абгаровича Орбели, и Бориса Борисовича Пиотровского.
Все они, и многие другие ученые, работавшие в музее, составили своими трудами золотой фонд отечественной музейной литературы. Однако, в 2007 году Эрмитажем была выпущена книга одного из его хранителей. Хранитель западно-европейского искусства в этой книге предстал совсем в иной, не музейной ипостаси.
Что это за книга? Кто ее автор? И если вам удалось ее прочитать, то, пожалуйста, поделитесь впечатлениями о ней.
Ответ
 


Ответ 1:

1. Эрмитаж в западной части Нижнего парка Петергофа на берегу Финского залива - двухэтажное здание с двумя балконами на дубовых резных кронштейнах с металлической узорной решёткой.
Идея сооружения Эрмитажа в Петергофе появилась у Петра I после путешествия по Европе. Строительством, которое началось в 1721 году, руководил архитектор И. Браунштейн. В 1759 году, при Елизавете I, архитектор Б.Ф. Растрелли придал залу Эрмитажа дворцовую пышность, разместив на стенах живописные полотна. Тогда же были обновлены подъёмные устройства дворца. Подъемный стол сервировался на первом этаже и поднимался на второй этаж, чтобы приглашенные гости могли беседовать с хозяевами без слуг ( без "лишних ушей").

2. Царскосельский Эрмитаж в Екатерининском парке Царского Села (автор идеи М. Земцов, строительство его велось с 1744 года). В композиции павильона ощущаются сложные барочные мотивы: центральный прямоугольный корпус с восьмигранным куполом и четыре кабинета, которые примыкают к углам прямоугольника. В 1749 – 1754 годы Б.Ф. Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны перестроил павильон "Эрмитаж", сделав его "эхом Екатерининского дворца". Павильон был не только изящно украшен, но и оснащён 2 подъемными платформами и 5 подъёмными столами. Павильон отреставрирован Сохранились также подъёмные механизмы и столы елизаветинских времён. В июле 2010 года закончена реставрация павильона "Эрмитаж" и впервые после 1941 года он был открыт для посетителей.

3. Эрмитаж в парке Монрепо под Выборгом. Задуман бароном Николаи объектом – приют души странника-переселенца, та часть парка, "...которая настраивает на святую простоту".
…Последняя оконечность на северо-западе парка Монрепо называется "Конец света". Это граница парка Монрепо, за которой идёт лес. Раньше здесь находилась Пещера отшельника. Это был павильон, окружённый деревьями, поэтому издали его нельзя было увидеть. Хижина отшельника появлялась перед посетителями парка совершенно неожиданно. Домик был сложен из брёвен берёзы и имел только два окошка. На вершине соломенной крыши находилась башенка, в которой установили деревянный колокольчик. Во время пожара в 1886 (?) году хижина сгорела.

4.Эрмитаж в музее-усадьбе Кусково (Москва) построен в 1765-1767 гг. под наблюдением К. Бланка и Ф.Аргунова для П. Б. Шереметева, сына и наследника знаменитого фельдмаршала петровской эпохи графа Бориса Петровича Шереметева. Павильон был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья, которые хотели бы уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев, на второй этаж можно было попасть только с помощью механического лифта. Первый этаж предназначался для прислуги - подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящным подъёмным механизмом - столом. Внутреннее убранство павильона не сохранилось, за исключением четырех живописных плафонов в боковых кабинетах-фонариках.
5. Эрмитаж в парке деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны (до нашего времени не сохранился), построенный, как и сам дворец, Б.Ф. Растрелли. Когда в 1797 году Павел I приказал строить на месте Летнего дворца свой Михайловский замок, Эрмитаж разобрали вместе с дворцом.
6.Эрмитаж на Каменном острове на набережной Малой Невки в Санкт-Петербурге (до нашего времени не сохранился) во владении канцлера А.П. Бестужева – Рюмина. Сохранилась гравюра по рисунку М. Махаева 1754г. "Эрмитаж на Каменном острове".

Принцип, объединяющий Эрмитажи: небольшой дворец в уединенном месте, где владелец мог, наслаждаясь природой и произведениями искусства, поговорить с гостями "без лишних ушей".

Ответ 2:

Речь идет о Лоджиях Рафаэля в Эрмитаже.
Как известно, в 1519 году под руководством Рафаэля были выполнены росписи Лоджий в Ватикане. В арочных сводах располагались фресковые композиции с 52 сценами на библейские сюжеты.
1 сентября 1778 года императрица Екатерина, рассматривая гравюры Дж. Вольпато с изображением фресок лоджий Ватиканского дворца, была настолько очарована ими, что дала обет Святому Рафаэлю во что бы то ни стало выстроить эти лоджии и поместить в них копии. Об это она написала своему постоянному корреспонденту Ф.М. Гриму: "У меня к этим ложам и потолкам такое благоговение, что я в честь них жертвую средства на постройку здания, и не буду иметь ни покоя, ни отдыха, пока все не будет окончено".
Князь Н.Б. Юсупов, находившийся в Риме с дипломатической миссией, испросив аудиенции у Папы Пия VI, добился согласия на проведение работ в Ватиканском дворце. Семь лет работали мастера-копиисты во главе с немецким художником Х.Унтербергером. Копии выполнялись на холсте, и отправлялись в Петербург.
Постройку Лоджий и размещение в них фресок поручили архитектору Дж.Кваренги, который завершил эту работу в 1787 году, пристроив галерею к зданию Эрмитажа. По распоряжению Екатерины II на торцовой стене эрмитажной галереи был помещен портрет "божественного Рафаэля". В ватиканских лоджиях на этом месте изображен герб Медичи – рода, к которому принадлежал заказчик галереи Папа Лев X.
Примечание: в ожидании постройки лоджий в Петербурге, Екатерина II пожелала иметь "рафаэлевскую комнату" в Царском Селе, что и было исполнено.

Ответ 3:

Корабль (триера) "Исида" из раскопок на территории боспорского города Нимфей.
Эрмитажной археологической экспедицией при раскопках в "святилище Аполлона и Афродиты" городища Нимфей (современная территория в 17 км от города Керчь), входящего в Боспорское царство, была сделана уникальная находка. Она состояла из тысяч обломков расписной штукатурки. В течение 12 лет реставраторами Эрмитажа эти обломки были собраны в единое целое. Центральное место среди рисунков занимает изображение корабля. На носу вырезано имя богини Изиды, почитавшейся в Египте. Руководителем экспедиции Н.Л.Грач триера была определена как посольское судно, направленное "из Египта Птолемеем II Филадельфом к боспорскому двору Перисада II" с политической миссией.
Примечание: за находку, реставрацию и исследование памятника международный фонд А.Онасиса наградил Государственный Эрмитаж почетной медалью и премией Олимпия, присуждаемой за выдающиеся достижения в области сохранения культурного наследия Эллады.

Ответ 4:

В 1851 году император Николай I приказал передать все фолианты на латинском языке из собственной Его Императорского Величества эрмитажной библиотеки в Императорскую публичную библиотеку, объяснив это своими мрачными воспоминаниями об изучении латыни.

Примечание: Министр Императорского двора П.М.Волконский заметил тогда директору Императорской публичной библиотеки М.А.Корфу: "Государь терпеть не может латыни с тех пор, когда его мучили над нею в молодости, и не хочет, чтобы в новом месте (так называли вначале Новый Эрмитаж -ред.) оставалось что-то на этом ненавистном ему языке." При встрече с М.А Корфом Николай Павлович добавил: "Терпеть не могу вокруг себя этой тоски".

Из плана учения наследника цесаревича Александра Николаевича, подготовленного В.Жуковским в 1828 году, Николай I лично исключил латинский язык.

В результате после Николая I ни один из российских монархов в детстве не изучал древних языков.

Ответ 5:

Речь идет о золотых "многоразовых" зубочистках, которые считалось обычным делом дарить вместе со специальными ящичками к ним.

В Галерее драгоценностей есть несессер в форме яйца с часами, изготовленный в Париже в 1757-1758 годах, подаренный императрице Елизавете Петровне в качестве пасхального подарка. Внутри помимо часов есть восемь миниатюрных предметов для туалета. И среди них золотая зубочистка.

Примечание: В Бриллиантовой комнате Екатерины упоминаются "две зубочистки золотые" и "двои клещи для чищения зубов: одни золотые, другие серебряные".

Когда в 1828 году умерла императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) по завещанию ее золотые зубочистки были переданы "на память" не только сыновьям, но и двум ее зятьям. Император Николай I получил "футляр с зубочисткой, бывшей первою игрушкой Александра и его братьев и сестер", а его младший брат Михаил – футляр с зубочисткою его покойного отца."

Ответ 6:

Это панорама "Великий Сибирский путь" - "Транссибирская железнодорожная магистраль". Панорамная картина длиной свыше 850 метров написана в 1894-1899 годах художником Павлом Яковлевичем Пясецким по заказу Управления строительством Сибирской железной дороги. Картина создана на основе многочисленных путевых эскизов и демонстрирует виды Транссибирской магистрали от Самары до Владивостока.

Примечание: На Всемирной выставке 1900 года в Париже для демонстрации картины был выстроен специальный павильон с тремя вагонами, включающими салон, спальные места и столовую. Посетители ("пассажиры") заходили в вагоны, рассаживались и просматривали панораму через окна. Специальные установки создавали ощущение движения поезда. Картины перематывались с одного рулона на другой. И с помощью четырех экранов, движущихся с разной скоростью, у зрителей создавалась ощущение меняющегося ландшафта за окном поезда.

Панорама была удостоена Золотой медали Всемирной выставки, Павел Пясецкий был награжден орденом Почетного легиона.

С 2004 по 2006 год специалистами Эрмитажа была проведена полная реставрация памятника.

Ответ 7:

В 1882 году немецкая фирма Браун опубликовала издание, где были представлены 288 фоторепродукций шедевров Эрмитажа со вступительной статьей одного из ведущих искусствоведов 19 века директора Берлинского музея Вильгельма фон Боде.

Примечание: Немецкий историк искусства Вильгельм фон Боде прекрасно знал Эрмитаж, приезжал в Петербург в 1872 году, изучал голландскую живопись и издал в 1873 году книгу о шедеврах голландских мастеров в Эрмитаже.

Ответ 8:

Речь идет о музыкальном инструменте "стеклянной гармонике" и о музыкальной программе часов "Павлин", созданных английским мастером Джеймсом Коксом. Автором музыки для автоматов Джеймса Кокса был музыкант Джон Стенли.

Примечание:

Слушая звучание стеклянной гармоники в доме у Нащекина, Александр Пушкин заметил: "И замереть и умереть можно".

Стеклянную гармонику называли "эфирным инструментом", "нежный и приятный звук" которого "ни с каким инструментом сравнить не можно". Звук извлекался прикосновением пальцев музыканта к вращающимся стеклянным полусферам. Играть на гармонике можно было не только пальцами, но и дотрагиваясь до полусфер лепестками металлических цветов, специально созданных для игры на этом инструменте. В точности такие же цветы есть на часах "Павлин". Они окружают клетку совы.

Устройство клетки совы, возможно, было подсказано конструкцией стеклянной гармоники, созданной Бенджамином Франклиным в 1763 году. Когда механизм часов приходит в действие, цветы легонько касаются колокольчиков, укрепленных на прутьях вращающейся клетки, и начинает звучать необычная музыка. С первым звуком музыки три механические игрушки: сова, павлин и петух - приходят в движение и застывают вновь с последним глиссандо петуха. Музыкальный механизм часов "Павлин" составляют колокольчики и орган.

Считается, что автором музыки для автоматов Джеймса Кокса был Джон Стенли. Музыкант, родившийся в 1713 году слепым. Он был другом Генделя и возглавил после его смерти Королевскую капеллу. Он экспериментировал с различными звуковыми ладами. А набор колокольчиков часов "Павлин" образует собой хроматический звукоряд.

Ответ 9:

Вид искусства, который впервые в России появился в зимнедворцовой резиденции монархов и принес славу Отечеству, балет.

("А также в области балета мы впереди планеты всей". В.Высоцкий)

Примечание:

Во времена Анны Иоанновны в "Старом зимнем доме", так стали именовать резиденцию Петра на набережной Невы, были выделены жилые помещения для артистов итальянской и немецкой театральных трупп, придворных музыкантов и художников. В 1738 году здесь разместилась и так называемая музыкальная школа, в которой одиннадцать юных русских дарований познавали балетное искусство под руководством танцмейстера Ланде. Деятельность французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде, приглашённого в Россию в 1734 году для устройства балов и преподавания танцев, стала настоящим переворотом в танцевальном развитии России. Именно от школы Ланде ведет свое начало Академия русского балета.

Ответ 10:

Книга "Воспоминания о войне". Автор Николай Николаевич Никулин.
Примечание: благодарим всех авторов писем, приславших впечатления о прочитанном.

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ


30-12-2013
Все службы города перешли на усиленный режим работы

Это связано с подготовкой к работе в новогодние и рождественские дни. На круглосуточное дежурство перешли коммунальные службы, ресурсоснабжающие организации, медики, спасатели и полиция. С подробностями Артем Смыслов.



30-12-2013
Горожанам предлагают поучаствовать в создании выставки, посвященной Олимпиаде

Поддержать наших спортсменов в преддверии Зимней Олимпиады в Сочи в Музее кукол решили весьма необычным способом. Петербуржцы могут внести свой вклад в создание олимпийской выставки. Мария Гордеева расскажет подробнее.



30-12-2013
В Петербурге откроется Губернаторский лицей

Это произойдет в наступающем году. Статус "губернаторский" получит Физико-математический Лицей №30. А изготовленный учениками специальный ключ Георгий Полтавченко получил уже сегодня. Он оценил состояние учебного заведения после капремонта. Теперь в Губернаторском лицее смогут учиться не только школьники Василеостровского района, но и из других районов города. С подробностями Вячеслав Чуманов.



27-12-2013
До + 5 и моросящий дождь

Такой ожидается погода в новогоднюю ночь. Если и выпадет снег, он сразу растает. Только к вечеру первого января температура понизится до минус одного градуса. А это чревато гололедом. Вячеслав Чуманов подробнее.


ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург" (www.rtr.spb.ru). © 2001-2022, www.rtr.spb.ru (ртр.спб.ру). Регистрационный номер ФС 77-72201 от 24.01.2018 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Волков Виталий Юрьевич. Ответственный за содержание сайта - Александрова Екатерина Анатольевна. Адрес электронной почты редакции ЭСМИ - webmaster@rtr.spb.ru.(812) 234-56-37.  Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК) и со ссылкой на сайт "www.rtr.spb.ru" (для интернет-проектов - с гиперссылкой). Для детей старше 16 лет.