02-12-2021
Дни Эрмитажа открылись выставкой итальянского художника Черути
Дни Эрмитажа открылись выставкой произведений Джакомо Черути из музея итальянского города Брешиа. На протяжении долгого времени Черути оставался практически неизвестным художником. Впервые интерес к его творчеству возник лишь в 1922 году, когда на выставке во Флоренции была показана картина "Прачка". Эту работу, и еще одну – "Пряха", зрители смогут увидеть на выставке. Елена Медведева продолжит.
Джакомо Черути родился в 1698 году в Милане, в начале 1720-х годов он активно работал в Брешиа – городе области Ломбардия. В это время в Италии было распространено реалистическое направление в искусстве. Причиной этому послужило бедственное положение простого народа Италии, которая к началу 18 века была одной из самых отсталых в экономическом отношении стран Европы. Междоусобные войны и разорение целых областей лишили крова десятки тысяч людей, обрекли их на лишения и нищету, отметил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: "Это художник рассказывал про бедных людей с трудной судьбой, и выставка эта – не простая. Она организована в рамках соглашения между Фондом Городских музеев города Брешиа и Эрмитажем. В Италию уехал наш Веласкес. Обмен произошел для поддержки пострадавших от наводнения в этой стране".
Черути работал в разных жанрах – портреты, натюрморты, религиозная живопись, но наиболее сильную и самобытную сторону его мастерства составляет группа произведений, в которых художник обращается к теме нищенства. Художник демонстрирует обездоленную, полную трудностей жизнь простого народа. По словам итальянского исследователя Роберта Лонги, персонажи Черути написаны "без тени усмешки, без высокомерия, с гуманным участием". Эту мысль подтверждают и картины "Прачка" и "Пряха", выставленные в Эрмитаже, отметила Заместитель директора Эрмитажа Светлана Адаксина: "Художник долго оставался неизвестен, но в 1931 году итальянский исследователь Джузеппе Делогу обнаружил во владениях графов Сальвадего в окрестностях Брешиа 46 картин Черути и опубликовал их. С тех пор он вызывает большой интерес, и началось планомерное изучение и "собирание" картин ломбардского художника. Несмотря на обилие выявленных работ, долгое время оставалось много пробелов в биографии мастера; в настоящее время их успешно разрешили исследования итальянских учёных. Он писал простых людей, с непростой жизнью, полной тягот. И мы, спустя 300 лет видим их реалистичные портреты".
Картины очень реалистичны и написаны с высочайшим живописным мастерством. Их выделяет особый колорит, построенный на оттенках коричневых, оливковых, серых, золотистых, голубоватых, сиреневых тонов.