26-01-2023
Этюды к ненаписанной картине Самохвалова "Радость жизни" представлены в Русском музее
В корпусе Бенуа Русского музея открылось новое камерное пространство для временных выставок. Первая экспозиция, которая в нем разместилась, представляет творчество советского живописца, графика, скульптора Александра Самохвалова. В частности, показано несколько этюдов к его неосуществленной картине "Радость жизни". Елена Медведева продолжит.
Новое пространство на втором этаже корпуса Бенуа размещается в самом сердце экспозиции, посвященной художникам первой трети 20-го века. До того, как появилась идея присоединить эти небольшие помещения к общей выставочной площади, здесь располагался зал для видеопоказов, а затем сувенирный киоск, рассказывает старший научный сотрудник музея Егор Могилевский: "К сожалению, мы очень ограничены в выставочном пространстве, а здесь, прямо посреди работ Петрова-Водкина, Дейнеки и Самохвалова у нас продавались книжки и значки долгое время. Потом появилась идея перенести куда-нибудь магазин и сделать здесь пространство для долговременных выставок, но все же, сменяющихся которые могли бы демонстрировать небольшие работы, долгое время не покидавшие фонды, открывать новые имена, демонстрировать вещи, которые мы не можем включить в постоянные экспозиции, так как места не хватает".
В экспозицию первой выставки в новом пространстве вошли семь миниатюрных этюдов Александра Самохвалова, выполненных к его неосуществленной картине "Радость жизни". Летом 1926 года художник отдыхал на берегу Дудергофского озера под Ленинградом. Там он и задумал большую многофигурную картину – изображение группы молодых людей на пляже. В этом простом бытовом мотиве художник увидел один из символов новой эпохи. Замысел картины остался неосуществленным, но этюды, выполненные в 1928 году, занимают важное место в творчестве Самохвалова и являются самостоятельными произведениями искусства, рассказала куратор экспозиции Любовь Шакирова: "Это очень яркие, острые работы, определившие его развитие как художника. Он был разносторонним человеком, мастером живописи, скульптуры, играл на скрипке, владел словом и в своих воспоминаниях он писал о том, что когда он увидел молодых людей на пляже, он задумал написать картину о поколении, идущем к солнцу, к новой жизни, к новым идеям. На самом деле, эти этюды дали толчок к направлению его творчества, его последующим работам о спорте, о молодежи, именно с ними он ассоциируется для многих. Найденные в них приемы ритмической организации композиции, передачи движения и взаимодействия фигур в пространстве можно обнаружить в ряде позднейших работ".
Экспозиция поддержана несколькими пейзажами художника, миниатюрной скульптурой, а также крупными живописными работами Александра Самохвалова 1920-х – 1930-х годов. Среди них - дипломная работа мастера "Головомойка". Выставка продлится до конца года. На очереди - работы Бориса Ермолаева, произведения художников круга Петрова-Водкина.