07-02-2025
"Ленинград 1970-х" можно увидеть в РНБ
Выставка посвящена художественной жизни города, официальному искусству и андеграунду тех лет. Среди экспонатов – каталоги экспозиций, театральные плакаты нашумевших постановок, открытки, фотографии. Елена Медведева расскажет подробнее.
Семидесятые годы принято считать началом застоя, но это – время новаторства и поиска новых форм в искусстве и литературе. В 70-х Ленинград переживает музейный бум: в 1975 году в Эрмитаже побывало 4 млн человек, в Русском музее – более миллиона. Помимо постоянных экспозиций ленинградцы и гости города посещали временные выставки, интерес к которым возникал, в том числе, благодаря рекламным афишам и каталогам. Представлены некоторые из них, - именно на эти выставки выстраивались огромные очереди. Это, например, "Сокровища гробницы Тутанхамона", 1974 года. Значительным событием становятся и выставки художников нонконформистов в ДК им. Газа и "Невский". О неформальной художественной культуре Ленинграда рассказывают альбомы и каталоги экспозиций. Архитектурный облик нового Ленинграда этого времени – это не только унылые новостройки, говорит ведущий библиотекарь отдела эстампов РНБ Инга Ландер: "К эпохе 70-х стали присматриваться в последние несколько лет и поэтому были выпущены мемориальные альбомы. Такой альбом как "Оптимизм памяти. Ленинград 70-х". И здесь мы видим, что это не только парадный, официальный Ленинград, но и Ленинград, можно сказать, человеческий. Есть здесь альбомы собственно и 70-х годов. Это виды Ленинграда, но открывали мы на непарадных снимках. Для нас это важно как книжный памятник, это произведение, с одной стороны, полиграфического и фотографического искусства, а с другой стороны абсолютно информационные вещи. Впервые тогда появляется ряд альбомов, посвященных отдельным фрагментам города, решеткам, мостам. И все эти архитектурные и малые архитектурные формы были зафиксированы прекрасными фотографами, в том числе, например, и Юрием Ростом. Кроме парадного Ленинграда существовал и тот Ленинград, в который в 60-е и 70-е годы уехали многие жители центра города. Появилась Купчино, Дачное, унылое типовое строительство иногда расцвечивалось какими-то архитектурными сооружениями, то, что сейчас называется эпохой модернизма в архитектуре. Нас очень порадовал этот альбом, который собран из любительских фотографий, где жители новых районов показывают их с точки зрения социальной жизни. Нам удалось найти наборы открыток, посвященных метрополитену и тут действительно архитектурные прорывы. То есть, модернизм мы наблюдаем как в надземных так и подземных вестибюлях.Выставку открывают рекламные плакаты. Надо сказать, что именно тогда в Ленинграде в 70-е годы развивается великолепная школа графического дизайна. Здесь мы показали рекламные плакаты и массу театральных".
Насыщенную жизнь вёл театральный и музыкальный Ленинград. Объектом смелых экспериментов стал балет. Драматические театры того времени, в основном, были режиссерскими: БДТ Товстоногова, театр Ленсовета Владимирова. Универсальным «театром сотворчества» стал ТЮЗ. Ежевечерне открывал свои двери Большой зал Филармонии, оркестр которой возглавлял Евгений Мравинский. На выставке представлены театральные плакаты к спектаклям, эскизы костюмов, среди которых работа Софьи Юнович к "Па-де-де" ансамбля "Хореографические миниатюры" в постановке Якобсона. Можно увидеть эскиз декорации к спектаклю БДТ "История лошади" известного театрального художника Эдуарда Кочергина, фотографии сцен из спектаклей с участием известных актеров и многое другое.