Слушайте по первой программе городской и областной трансляционной сети, и на частоте УКВ 66,3 МГц
21-04-2022 В Петербурге стартует историко-музыкальный проект «Седьмая симфония. Партитура памяти»
В Большом зале Филармонии представили уникальный историко-музыкальный проект «Седьмая симфония. Партитура памяти». Это событие приурочено к 80-летию возобновления концертной деятельности Филармонии в блокадном Ленинграде. С подробностями – Вячеслав Чуманов.
В марте 1942 года в Куйбышеве и в Колонном зале дома Союзов в Москве была исполнена Седьмая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Грандиозный замысел зародился у композитора в июле 41 года в Ленинграде, когда он в качестве бойца МПВО тушил зажигательные бомбы на крыше Консерватории. Работа над произведением завершилась уже в эвакуации в Куйбышеве. Впервые Седьмая симфония прозвучала в исполнении находящегося там же оркестра Большого театра. А в блокадном Ленинграде после зимней трагической паузы, 1 мая 42 года возобновились концерты в Большом зале Филармонии. Музыку тогда исполнял единственный оставшийся в городе симфонический коллектив – оркестр Радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. В первый раз удалось набрать только 30 музыкантов из 80. Да и репетиция длилась всего полчаса. Люди падали в обморок от истощения. Все невзгоды удалось преодолеть, и начались регулярные выступления оркестра. Тогда и было решено исполнить симфонию в блокадном городе. 9-е августа было выбрано не случайно. Именно на эту дату гитлеровское командование назначило победный парад на Дворцовой площади. Чтобы обеспечить 120 минут тишины, Ленинградский фронт провёл операцию «Шквал». Для неё специально выделили 3 тысячи крупнокалиберных снарядов. Немецкая артиллерия была на время выведена из строя. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Сейчас о тех событиях напомнит историко-музыкальный проект «Седьмая симфония. Партитура памяти», пояснил директор Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича Илья Черкасов. «Это дань памяти и уважения любви и признательности. Это не реконструкция тех событий. Просто те ребята играли и погибали за то, чтобы у нас сейчас эти висюльки в зале были. Этот проект безусловно является неким нажим гражданским и человеческим долгом». Впервые в «биографии» Филармонии равноправно соединятся история, музыка и музейное дело. В Бетховенском фойе можно увидеть и каметрон и дирижёрскую палочку Карла Элиасберга и другие уникальные экспонаты, рассказала куратор проекта «Седьмая симфония. Партитура памяти» –зам директора Петербургского института истории РАН Юлия Кантор. «Впервые в истории филармонии пространство зала и Бетховенское фойе превратится в полноценный музейный зал. Сюда приедут уникальные экспонаты. Из Москвы впервые за 80 лет привезут оригинальную партитуру, начатую Шостаковичем в блокадном Ленинграде и законченную в эвакуации в Куйбышеве. Сам композитор передал её в музей музыки в Москве, где она все эти 80 лет и хранится. Сейчас она впервые приедет в Петербург». Концерт, который состоится 9 августа, будет транслироваться во многих городах России: Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре, Тюмени, Перми, в Ханты-Мансийском автономном округе. Этот список постоянно пополняется.