"РОССИЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
 
Вы здесь: Главная > Пресса о нас > Татьяна Мартыненко: сегодня люди поворачиваются к радиовещанию лицом  
 

Татьяна Мартыненко: сегодня люди поворачиваются к радиовещанию лицом

Наша встреча с руководителем службы информации "Радио России - Санкт-Петербург" Татьяной Мартыненко произошла на следующий день после церемонии вручения наград конкурса "СеЗаМ-2005", который проводится среди средств массовой информации Северо-Запада. Премию года за лучшее освещение жизни региона получила программа "Новости дня", которая как раз и выпускается коллективом, которым руководит моя собеседница. Награду присудило Общественное жюри, которое возглавляла ректор СПбГУ Людмила Вербицкая. В копилке успехов редакции еще один приз - Гран-при, который присудило профессиональное жюри. Его получили авторы программы "Новости дня" Сергей Коротеев и Ольга Стеценко. А журналист Елена Медведева получила приз за свою передачу "Магия повседневности", выходящую на радио "Маяк-24". Можно было и начать нашу беседу с успехов редакции, но Татьяна Владиславовна заговорила о другом...

- Что запомнилось более всего на Третьем форуме прессы Северо-Запада, в рамках которого проходил "СеЗаМ"?

- Та полемика о положении региональных СМИ, в которой участвовал представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов. Речь шла о тяжелом положении СМИ на местах. И прежде всего СМИ печатных. Например, о проблеме доставки газет и журналов в отдаленные поселки и деревни, куда почтальон добирается раз в неделю. Или о проблеме подписки. Да и в городах со всем этим не лучше. Плюс к этому возрастает постоянно стоимость полиграфических услуг. Словом, нашим коллегам из печатных СМИ живется тяжело, но они стараются честно делать свое дело.

- Но радио, наверное, живется чуточку легче? Ведь для того чтобы услышать передачи вашей радиостанции, достаточно один раз купить приемник...

- У нас тоже есть проблемы, но связаны они с доставкой сигнала. Если есть провода, то нас могут услышать наши слушатели. Плюс к этой возможности добавляется модный нынче FM-диапазон. Недаром все "проводные" станции нынче имеют свои эфирные версии в этом диапазоне.

- Вы сегодня можете конкурировать с телевидением на информационном поле?

- В последнее время о радио как об источнике информации аудитория стала забывать. Хотя это самый доступный и самый демократичный вид СМИ. В массовом сознании почему-то укрепилось мнение, что радио - младший брат телевидения, хотя хронологически оно было изобретено на двадцать лет раньше. Сегодня люди поворачиваются к радиовещанию лицом. Радио стали слушать, потому что понимают, что из всех современных СМИ оно - наиболее деликатное СМИ. Оно - наиболее удобное для человека, не отвлекает от работы...

- Но, может быть, это и снижает возможности радио, когда звуки эфира воспринимаются только как комфортная аудиосреда?

- Есть масса молодежных радиостанций, которые позиционируют себя именно как "фоновое радио", и ничего плохого в этом нет. И требовать от него серьезных материалов просто смешно. Но есть и то, что я называю "длинным" радио, то есть проводным, работающим в традиционном для слушателей ключе. Оно учитывает вкусы и традиции тех, кто слушает его годами. Оно не может быть таким же "отвязным", агрессивным, как вещание некоторых FM-станций. Проводное радио, по-моему, ориентируется на более широкие слушательские слои. И что им нужно?

- Конечно, новости!

- И не только! Им нужна погода, им нужно дать послушать спектакли и литературные композиции, дать в эфир хорошую, вечную музыку. Хотя и сиюминутная тоже нужна. Здесь вопрос в пропорциях. И конечно же, нужны передачи для детей. И только проводное радио в силу своих традиций, стиля и творческих возможностей может предоставить слушателям такого рода программы.

- Но откуда на пустом месте возникнет детское вещание, если на некоторых станциях все тематические редакции ликвидированы?

- На нашей станции есть редакция художественно-литературного и детского вещания. Там и создаются новые программы для детей.

- Многие поколения слушателей помнят, как они собирались в школу под "Пионерскую зорьку". Нынешние дети воспитываются в совершенно иной акустической среде. Как их привлечь к тому, чтобы они слушали радиопередачи?

- Нынешние юные петербуржцы встают уже не под "Пионерскую зорьку", а под "Школьный вестник". Программа ориентирована на современных детей. Дети сами же ее и ведут.

- Как ребенка заставить слушать радио?

- Ребенка нельзя заставить даже телевизор смотреть. Их можно только заинтересовать. Поэтому на проводном радио надо развивать интерактивные формы вещания. Нужны в эфире самые разные игры. Радиослушатель должен быть вовлечен в программу, он должен стать не только ее слушателем, но и ее участником.

- Если вернуться к программе "Новости дня", которая на "СеЗаМе" стала дважды лауреатом. Насколько я знаю, в ее структуре всегда есть главная новость дня. Кто ее выбирает?

- Вообще-то главный редактор. Но приоритетность новостей определяет сама жизнь, а главному редактору только и остается, что собрать их вместе. У ведущих этой программы - широкие полномочия, и многое в структуре программы, которая выходит в эфир по рабочим дням, они определяют сами. Ее продолжительность - 52 минуты.

- В последнее время в журналистском сообществе вспыхнула дискуссия о свободе слова. Оппоненты из либерального лагеря обвиняют многие СМИ и журналистов, в них работающих, в том, что они стоят на государственных позициях...

- А существуют ли сегодня СМИ, которые не стоят ни на каких позициях?

- Конечно, нет.

- Вот именно. За каждой газетой, телекомпанией, радиостанцией стоят определенные владельцы, у которых есть своя позиция по конкретным проблемам нашей жизни. А СМИ, которыми они владеют, их и выражают.

- Либералы обвиняют государство в том, что оно не дает возможности государственным СМИ открыто трудиться, соблюдая свободу слова. Например, по делу "ЮКОСа".

- Если мы - государственное СМИ, а суд, признавший Ходорковского виновным, часть государственный системы, то какая у нас должна быть позиция? Мы не комментируем решение и не оцениваем его, как делают другие СМИ, называющие себя "независимыми". Мы проинформировали наших слушателей о том, что произошло.

- В последнее время в социоэкономической ситуации в Петербурге возникло несколько болевых точек. Можно ли предположить, что в программах вашей редакции могут быть представлены разные точки зрения на проблему?

- Они и представлены в программе "Новости дня". Когда имеет место конфликт, то мы, в соответствии с нашими правилами, всегда предоставляем возможность услышать как минимум два разных мнения. Хотя я далека от мысли, что журналист может выступать в качестве третейского судьи в подобных ситуациях. Он точно такой же человек, как и его слушатель. Он бывает субъективен, он бывает неправ. А наша задача - показать позицию одной стороны и позицию другой стороны. В конце концов пусть радиослушатель сам делает выводы. Задача журналиста - оформить и подать в понятной и доступной форме аргументы "за" и "против".

- Бывали ли случаи, когда позиция вашей программы "Новости дня" расходилась в оценке явлений с позицией городских властей? Например, при истории с монетизацией льгот...

- В этом случае мы взяли на себя ту работу, которую были обязаны сделать чиновники - и федеральные, и городские. Мы разъясняли всем все, как могли. А если спрашивать об отношении к этому закону, то оно скорее негативное вследствие того, как закон был реализован. Может быть, в Смольном и были нами недовольны, но ни от кого никаких прямых озвученных претензий мы не получили. В конце концов власти дают много поводов, чтобы критиковать их в открытую. Но наша задача - не сведение счетов. Я даже не понимаю, для чего нам это может понадобиться. Каков наш профит в этом деле?

- Есть ли ощущение, что рынок информационного радиовещания в Санкт-Петербурге стабилизировался?

- На том самом форуме, о которым мы уже говорили, один из наших коллег высказал любопытное суждение. Он сказал, что когда были информационные войны, то была и динамика, и финансовая подпитка соответствующих вещательных структур. Сегодня у нас нормальное мерное течение жизни. И может быть, это и к лучшему, если вспомнить начало 1990-х годов, которое было очень бурным. У нас даже была оборудована студия прямо в Мариинском дворце, где заседал Ленсовет. Вспомните, сколько тогда возникло новых радиостанций. Нынче, видимо, наступил предел насыщения эфира, не говоря уже о том, что практически не осталось свободных частот. Стагнацией это нельзя назвать. Скорее, эта некая прямая информационная линия со своими всплесками в определенных моментах, таких как история с монетизацией льгот или в дни празднования 60-летия Победы.

- Кого сегодня можно считать конкурентами "проводного" радио?

- Их много. У нас конкуренты не только в Петербурге, но и по всей России. Из петербургских радиостанций хорошо в новостном вещании работают и "Радио Балтика", и "Эхо Петербурга". Они, можно сказать, дышат нам в спину. И не удивлюсь, если на следующем "СеЗаМе" кто-нибудь из них возьмет первый приз.

Сергей Ильченко

 

Дирекция Новости Дирекции Контакты Пресса о нас Программа передач Карта сайта Ссылки

 

ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург" (www.rtr.spb.ru). © 2001-2021, www.rtr.spb.ru (ртр.спб.ру). Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-72201 от 24.01.2018 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Никитин Андрей Анатольевич. Ответственный за содержание сайта -  Александрова Екатерина Анатольевна. Адрес электронной почты редакции ЭСМИ - webmaster@rtr.spb.ru. (812) 234-56-37. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК) и со ссылкой на сайт "www.rtr.spb.ru" (для интернет-проектов - с гиперссылкой). Для детей старше 16 лет.