25-04-2024
Художественной жизни Ленинграда посвящена выставка "Михаил Шемякин. Взгляд сквозь время"
Работы известных мастеров ленинградского и московского андеграунда 60-70х годов прошлого века представлены на выставке в Центре Михаила Шемякина. Отдельная часть экспозиции - пространственная инсталляция, посвященная шемякинскому альманаху "Аполлон-77", который сейчас называют выдающимся художественным памятником. Елена Медведева расскажет подробности.
Экспозиция продолжает повествование выставки «Взгляд сквозь время». Она была приурочена к выходу в декабре прошлого года первого тома автобиографии Михаила Шемякина и рассказывала, как еще до вынужденной эмиграции в 60-е годы прошлого столетия Шемякин жил и творил в Ленинграде, как начался его творческий путь и поиски собственного стиля в искусстве. Новый проект затрагивает творчество не только Шемякина, но и других художников его круга, а также тех, кого сейчас называют виднейшими представителями ленинградского андеграунда. Представлены работы, которые в советское время можно было увидеть только на так называемых квартирных выставках. Экспозиция раскрывает их взаимовлияние, различие творческих методов и мировоззрения, рассказала директор Центра Шемякина Ольга Сазонова: "Впервые в стенах центра показаны Шолом Шварц, Геннадий Устюгов, Ия Кириллова, Олег Лягачев, Юлиан Росточкин, Евгений Михнов-Войтенко, Рихард Васми, Владимир Шагин, Оскар Рабин, Владимир Янкилевский и другие. Это круг Арефьева, это круг самого Михаила Шемякина, который назывался «Художественный Петербург», это работы семьи художника – первой жены Шемякина Ребекка Модлен и дочери Доротеи – прекрасной художницы, книжного графика. Все работы этих ярких, талантливых, мыслящих мастеров очень разные, но мы постарались примирить их. И они не потеряли при этом своей индивидуальности. Есть работы и самого Михаила Шемякина, сделанные им еще до отъезда, в 1960-ые". Картины на выставке размещены на каждом свободном сантиметре, висят на шпалерной развеске. Именно так выглядели квартирные выставки в Ленинграде, когда работы занимали все пространство от пола до потолка, отметил искусствовед и коллекционер Исаак Кушнир, который предоставил на выставку большую часть экспонатов: "Здесь представлен весь цвет ленинградского андеграунда, представлен в том виде, в каком его могли видеть те, кто тогда посещал квартирные выставки, именно так висели работы в квартирах коллекционеров. Это прекрасный разноцветный ковер, работы такие разные, но они удивительным образом образуют единую канву, отражающую ту эпоху, то удивительное время". Одним из самых крупных издательских проектов Михаила Шемякина в эмиграции стал выпуск альманаха "Аполлонъ-77", который сейчас называют художественным манифестом русской эмиграции третьей волны. Он объединил в себе творчество советского андерграунда. Михаил Шемякин выступил в роли составителя, издателя и иллюстратора "Аполлона". Отдельной частью экспозиции является пространственная инсталляция, посвященная альманаху. Фрагменты издания представлены на выставке в сочетании с живописными полотнами и мультимедийными объектами. Атмосферу времени передают также авторские фотографии Михаила Шемякина, документальный фильм о Петербурге 60-х годов и цитаты из первого тома автобиографии художника "Моя жизнь: до изгнания".