27-04-2024
"Живописных дел мастер…" - выставка произведений Ивана Вишнякова в Русском музее
В Михайловском замке Русского музея открылась первая в истории монографическая выставка одного из крупнейших живописцев 18 века – Ивана Вишнякова, посвящённая 325-летию со дня рождения мастера. Кроме произведений из фондов Русского музея, в составе экспозиции – полотна из коллекций Третьяковской галереи, столичного музея Тропинина, а также художественных музеев Твери и Рыбинска. Елена Медведева продолжит.
Иван Яковлевич Вишняков – один из крупнейших художников 18 века, портретист, монументалист, реставратор, педагог. Он родился в 1699 году в Москве в семье ремесленников, в юности переехал в Петербург, и в 1721 году стал осваивать основы живописного мастерства. В 1739 году Вишняков возглавил Живописную команду Канцелярии от строений. Художники, к ней приписанные, были живописцами-универсалами, в задачу которых входило выполнение самых разнообразных заданий. Вишняков в те годы руководил всеми живописными работами в Петербурге и Москве, был их непосредственным участником. Царствование императрицы Елизаветы Петровны – период плодотворной деятельности художника, рассказала ведущий научный сотрудник отдела живописи 18 — первой половины 19 веков Русского музея Светлана Моисеева: "Художники, входившие в команду Канцелярии, писали портреты, плафоны, стенные росписи, образа в иконостасы возводившихся и перестраиваемых церквей, исполняли декорации к операм и балетам придворного театра, и наряду с этими ответственными поручениями обязаны были заниматься "починками", то есть своего рода реставрацией ранее созданных произведений. Вишняков был одним из них. До наших дней дошло немного работ художника. Особую ценность представляют 10 сохранившихся и представленных на экспозиции портретов кисти Вишнякова. Детские портреты – особая тема в портретном творчестве Вишнякова. Это, в первую очередь, портрет Сарры-Элеоноры Фермор. Специально к выставке были отреставрированы 17 образов, созданных мастером для иконостаса Троицкой соборной церкви на Петроградской стороне в 1755 году. Они были реставрированы в Русском музее в 2000 – 2024 годах. Некоторые из фрагментов иконостаса были на выставках, но вместе не показывались еще никогда. Так точно датировать дату создания иконостаса удалось потому, что сохранились записи самого художника, где он просит те или иные материалы для работы".
На выставке представлено почти все сохранившееся портретное наследие художника, дающее точное представление о творческой манере Вишнякова-портретиста. Особое место среди его портретных образов занимают парные портреты супругов Тишининых – единственные известные подписные работы художника. Неоднократно писал Вишняков и большие парадные портреты императрицы Елизаветы Петровны. Один из них, заказанный Гоф-интендантской конторой, впоследствии стал иконографическим образцом правительницы. После смерти Вишнякова его имя оказалось надолго забыто. Приобретение Русским музеем в 1907 году детских портретов художника стало откровением для исследователей. И сегодня сотрудники Русского Музея надеются, что для посетителей выставка также станет настоящим открытием яркого и своеобразного таланта художника Ивана Яковлевича Вишнякова.