20-09-2024
Выставка традиционных китайских инструментов "Гармония пяти"
В Шереметевском дворце открылась выставка традиционных китайских инструментов "Гармония пяти", организованная совместно с Музеем провинции Хубэй. Экспозиция представляет также раритеты из коллекции музея театрального и музыкального искусства, которые крайне редко покидают его фонды. В последний раз некоторые из них посетители могли увидеть на выставке в 2006 году, на выставке "Тень бамбука". Елена Медведева расскажет подробности.
Выставка приглашает посетителя в мир древней китайской цивилизации, философии и культуры. Ее название - "Гармония пяти", - отсылает к китайской мифологии. В Древнем Китае считалось, что музыка представляет собой гармонию противоположностей: мужского и женского, светлого и темного, теплого, и холодного. Их взаимодействие и борьба породили пять первоэлементов у-син, которым соответствовали множество явлений и феноменов, в том числе музыкальные тоны. Поэтому особый интерес представляют инструменты из коллекции Музея провинции Хубэй, например, юн — бронзовый колокол, способный звучать на два тона, и юйцин — нефритовая пластина, издающая при ударе характерный звук. В составе экспозиции - 13 инструментов из Поднебесной и 30 – из фондов Музея музыки Шереметьевского дворца. Среди них есть настоящие раритеты, отметил старший научный сотрудник Музея театрального и музыкального искусства, филиала Шереметевский дворец – Музей музыки, хранитель коллекции музыкальных инструментов Владимир Кошелев: "Наши экспонаты демонстрируют связи между музыкальными культурами России и Китая. Выставку украшают больше всего наши инструменты. Например, тангу и джун – это инструменты, полученные нашим музеем в 1938 году из Эрмитажа. Барабаны, гонги, колокола стоят на подиуме и поднимают всю выставку в небеса. Они настолько воздушны, настолько красивы, что любой посетитель, когда посетит нашу выставку, будет просто восхищен. Далее, яньцинь — струнный ударный инструмент. Но это заимствованный инструмент. В 18 веке он пришел в Китай. Это цимбалы. На нем играют молоточками. Этот яньцинь поступил в 1958 году. Далее, тильдзы — это такой, ну, просто-напросто котел из металла, затонированный в черный цвет. И по нему нужно играть, проводя чем то мягким, проводя по краю. И он начинает гудеть, ну, как бокал, скажем, если мы по влажному краю проводим. Далее, мы экспонируем шен — это губной орган: набор трубочек с пальцевыми отверстиями. И каждая трубочка снабжена проскакивающим металлическим язычком. И он звучит как гармоника. Так вот, этот шен — один из древнейших китайских инструментов. Он считается прародителем, отцом, европейской гармоники. А гармоника — это и баян, и аккордеон, это и концертино. Вот, пожалуйста, этот шен. Или ло - набор на стойке красивейших металлических чаш, полусфер. На них играет мягко кожей, обтянутой колотушкой. И она звучит просто божественно".
В оформлении экспозиции использованы фрагменты картин Го Си — китайского художника 11 века. На выставке представлен и шедевр из коллекции Музея театрального и музыкального искусства — декоративное тканое шелковое панно 17 века с изображением традиционного китайского сюжета "Сто мальчиков". Панно поступило в музей из частного собрания в 1997 году и, возможно, входило в число даров китайского императора Петру Первому. Отметим, этот международный выставочный проект приурочен к 75-летию со дня установления дипломатических отношений между Россией и Китаем и Году перекрестных культурных обменов двух стран.