23-06-2025
Музей городской скульптуры представляет выставку «Помни Победу»
Впервые показаны фотографии рельефов монументальной пропаганды, которые были изготовлены в годы блокады в глине и не сохранились. Также впервые можно узнать о расконсервации спасённых скульптурных шедевров. С подробностями Вячеслав Чуманов.
Буквально с первых дней Великой Отечественной войны перед Ленинградским музеем городской скульптуры безотлагательной стала задача укрытия, защиты, сохранения бесценной коллекции произведений монументальной скульптуры. Многие из памятников были укрыты защитными сооружениями, другие – сняты с постаментов, надёжно сохранены в специально отрытых в земле котлованах. Аналогов такой ответственной, масштабной работы по спасению художественных ценностей в мировой практике не было. В начале войны Музей городской скульптуры организовал бригаду из 29 человек, в неё вошли скульпторы, архитекторы, лепщики, формовщики. Что в то время было важным, их труд оплачивался по рабочим карточкам. Творческий коллектив выполнял агитационно-монументальные рельефы, которые выставлялись на улицах и площадях. Сейчас на выставке представлена часть сохранившихся работ. Среди них и знаменитая скульптура «Гитлер на осле». Но большинство выполненных из глины барельефов не сохранилось. Сейчас их можно увидеть в эскизах и на фотографиях. В апреле 1945 года Ленгорисполком принял решение о снятии защитных ограждений с городских монументов в соответствии с утверждённым планом. Свидетельства этого представлены в новом зале, рассказала замдиректора по науке Музея городской скульптуры, куратор выставки «Помни Победу», Елена Крылова. «Две работы выполнены из гипса скульптором Исаевой, которая создала Родину Мать на Пискарёвке. Мы рассказываем о перемещении памятника Ленину. Ещё в 44 году было задумано, что сам Финляндский вокзал видоизменится, будет построен новый. Поэтому уже тогда поднималась тема с переносом памятника на другое место. Он был на площади, а планировалось перенести его ближе к Неве. Памятник не был демонтирован. Он был срезан со своего основания. Вместе с основанием, постаментом, со скульптурой всё это весило 183 тонны. Специально изготовили салазки и на полозьях памятник перемещали. На новое место, где мы его сейчас и видим». На эскизах видно, как студенты Академии художеств снимают заборы с памятников Петру Первому, со сфинксов у набережной Невы. В качестве оплаты за их труд, им разрешили брать доски укрытий для отапливания своих общежитий и мастерских.