Слушайте по первой программе городской и областной трансляционной сети, и на частоте УКВ 66,3 МГц
01-08-2025 В Музее политической истории России открылась выставка, посвященная Сергею Дягилеву и его влиянию на мировую культуру
В экспозиции "Сам Дягилев" — уникальные документы, фотографии, афиши и воспоминания современников о легендарном импресарио. Жемчужиной коллекции стали скульптуры художницы Марии Третьяковой. Елена Медведева расскажет подробнее.
Десять скульптур, десять образов Сергея Дягилева петербургская художница Мария Третьякова создавала больше 15 лет. Она изучала биографию великого антрепренера, ездила по местам его пребывания, пытаясь разгадать его феномен. Посетители выставки могут проследить жизненный путь Сергея Дягилева — от детства в Петербурге и Перми до послереволюционного периода. В одной из витрин - уникальный архив мачехи Дягилева Панаевой-Карцевой. Театральный деятель и меценат вырос в любящей семье, где он знакомился с искусством, где устраивались музыкальные вечера, балы и спектакли. С конца 1890-х молодой Дягилев сам организовывал выставки современных художников в залах музея барона Штиглица. Из этих выставок вырос легендарный журнал «Мир искусства». А позже Дягилев открыл русскую культуру Европе. Знаменитые "Русские сезоны" продолжались 20 лет. Их успех был ошеломляющим, а влияние на мировую культуру - беспрецедентным, рассказала старший научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Государственного музея политической истории России, куратор выставки Василиса Савелова: "Если изучать документы российского исторического архива, Дягилев по этим документам проходит как человек, который должен пропагандировать русскую культуру на Западе, в Европе. Когда Дягилев привозил свои русские сезоны, то была Мода то на Шаляпина, то он привезет балет Карнавал. И все дамы Франции одеваются так же, как героини этого балета. Он привозит балет Шахерезада. И не все женщины одеваются в такие же восточные наряды. Пуанкаре пытался сказать в своих интервью, что никаким образом Дягилев на него не влиял. Однако мы видим, что Дягилев с своими Русскими сезонами влиял на европейскую Моду. С ним сотрудничали Коко Шанель, она создает костюмы к его балетам. Такой балет, как Голубой Экспресс, это целиком коллекция Коко Шанель. Ив сен-Лоран уже через много лет вдохновившись сезонами Дягилева, создает свою коллекцию. То есть мы видим, что на моду русские сезоны повлияли целиком и полностью. И тогда европейский балет находился в упадке. И именно благодаря Дягилеву, который привез туда русский балет, это повлиял на развитие французского, немецкого, английского балета. И все шедевры Дягилевских русских сезонов это сейчас мировая классикой". Сергей Дягилев дружил с Матильдой Кшесинской. Позже они поругались - в «Русских сезонах» 1909 года Дягилев не предложил приме-балерине главные партии. На выставке представлен уникальный документ, рассказывающий об этой странице его биографии, говорит Василиса Савелова: "У нас здесь есть такой документ, телеграмма, где Николай II выражает свой протест в поддержке Дягилева и Русских сезонов. Просит прекратить репетиции и не выдавать костюмы императорского театра. И также любая поддержка императорской семьи является нежелательной. Эта телеграмма последовала после ссоры Дягилева и Кшесинской. И Дягилев лишился поддержки императорской семьи, ведь первые два Русских сезона были при поддержке императорской семьи, особенно когда оставили Бориса Годунова. Уже с 1909 года Дягилев выступает непосредственно как частное лицо, но независимо от этого Дягилев все равно продолжает свою дело - это пропаганда русской культуры". На выставке также представлены архивные фотографии сцен из балетов, эскизы костюмов известных художников – из фондов музея Театрального искусства. Дополняет экспозицию костюм Вячеслава Зайцева, выполненный им в русском стиле.