02-09-2025
В Петербурге отмечают 99-летие городского автобуса
В честь годовщины со дня открытия регулярного автобусного движения на дороги Петербурга вновь вышла историческая техника. В мемориальный рейс в составе колонны отправился наш корреспондент Артем Сащенко.
Водители легендарных автобусов прогревают моторы перед пробегом. В составе колонны «Ленинградского рейса» автобусы ЛиАЗ-677М, ЛАЗ-695Н и два Ikarus 280. Именно эти три модели составляли основу подвижнОго состава ленинградского автобуса в 70-90-е годы прошлого века. ЛиАЗ-677М – самый массовый советский автобус. За 35 лет производства он разошелся тиражом почти 200 тысяч экземпляров. За долгие годы работы ЛиАЗ обрел множество народных названий – самым распространенным было «Луноход». Бытовали имена «Крокодил», «Блюм» и «Сотка». Все прозвища связаны как с фантастической вместимостью автобуса в «часы пик», так и с тем, что это был первый советский автобус, в котором ориентировались не только на сидящих, но и на стоящих пассажиров. «Луноход» всегда можно было распознать на слух благодаря характерному звуку – так называемому «звону бутылок», который по мере износа издавали крестовина карданного вала и подшипник коробки передач. ЛАЗ-695 Н производился с 1976 по 2008 год и вышел тиражом более 180 тысяч экземпляров. По сравнению с его предшественниками изменился и внешний вид: автобус имеет плоскую переднюю часть с высокими лобовыми стеклами и большим козырьком сверху. Он вмещал до 67 пассажиров и мог развивать скорость до 90 км/ч. Модель относительно недавно сняли с производства, поэтому ее все еще можно встретить на дорогах СССР. Ikarus 280 считается самым массовым автобусом в истории, а география поставок поражает воображение – автобусы этого семейства эксплуатировались на пяти континентах. Среди стран, куда поставлялась модель, есть не только СССР и европейские государства, но США, Канада, Китай, Перу, Венесуэла, Турция, Иран. На базе автобуса даже сделали троллейбус. Старт памятному рейсу, который, как и тогда, пролёг от Детскосельского (ныне Витебского) вокзала до сада Трудящихся, дал заместитель председателя Комитета по транспорту Петербурга Дмитрий Ваньчков: “Мое детство прошло в Ленинграде. В школу, в музей я ездил вместе с родителями. И, конечно, мне запомнился звук компостера. И билет, который можно было достать, бросив туда монетки и отмотав определенное количество билетов. Мы с вами вместе сможем пройти тем маршрутом, которым 99 лет назад ленинградцы отправились от Детскосельского до Александровского сада”. Пассажирам праздничного рейса рассказали о запуске автобусного сообщения, истории представленной техники, особенностях оплаты проезда в 60-80-х годах, а также подарили сувенирные проездные билеты, выполненные по советскому образцу.