14-10-2025
Специалисты Русского музея приступили к самому важному этапу восстановления двух шедевров Григория Угрюмова
Это два пятиметровых полотна – «Взятие Казани» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство». Работы проводятся в зале открытой реставрации, поэтому наблюдать за восстановлением картин могут все гости Корпуса Бенуа Русского музея. Елена Медведева продолжит.
Это первая комплексная научная реставрация двух большеразмерных картин Григория Угрюмова. Оба полотна художник написал по личному поручению императора Павла Первого для Михайловского замка. За эти монументальные исторические произведения Угрюмов получил звание профессора. Масштабные работы мастера являются своеобразными историческими документами, правдиво показывая реальные сцены из русской истории, а не литературный пересказ темы. В последние годы шедевры Угрюмова были представлены в постоянной экспозиции Воскресенского зала Михайловского замка. Более чем за 200 лет бытования на обеих картинах появились жесткие изломы, многочисленные прорывы холста, заделанные с тыльной стороны заплатами, микротрещины и утраты красочного слоя. А потемневший лак и большое количество записей скрывают подлинный авторский колорит. Эксперты музея уже представили результаты комплексных технологических исследований на расширенный реставрационный совет, на котором и была принята итоговая программа масштабной комплексной научной реставрации. Подобные работы будут проведены впервые, отметил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея Марат Дашкин: "Эти картины уже давно находятся под наблюдением нашего отдела. Даже когда они висели в экспозиции Воскресенского зала. Картины немножко разные в своем техническом состоянии. «Взятие Казани» у нас дублировано. Дублировка у нас старая, холст дублировочный перегорел и уже не удерживает в достаточным стабильным состоянием авторских холст. «Призвание на царство», там немножко другая проблема. Картина не дублирована, но холст со временем уже потерял свою эластичность, нити перегорели и тоже нужно будет этим заниматься, чтобы стабилизировать структуру поверхности, структуру картины, потому что картина висела долгие годы в экспозиции, они являются частью интерьера. Ведь в процессе бытования у картины была довольно-таки сложная судьба. В архивах Русского музея мы нашли несколько интересных документов, которые рассказывают про путешествие картины в эвакуацию, когда они были намотаны на вал, и когда поднимали вал на балюстраду лестницы в эвакуации, то телом вала задели об лестничный пролет. Естественно, на картинах появились прорывы. Эти прорывы зафиксированы актом реставрационного совета. Ну, собственно, мы их и видим на поверхности, хоть они и заделаны, но тем не менее нашим реставраторам тоже придётся и поработать с этим прорывами, потому что они раньше были заделаны по старой технологии - заплатами и заплаты, естественно, дают деформацию на лицевую сторону. Нужно теперь уже будет все перезаделать по современным технологиям. Второй частью нашей работы будет художественная реставрация. Это работа с пожелтевшим лаком, с поверхностными загрязнениями, с записями, которые возникли в процессе бытования, но это уже будет следующий шаг. Все наши технологии базовые, но мы не так формально идем шаг за шагом, мы идем от состояния памятника, и, логически, выстраиваем цепочку необходимых мероприятий, которые нужны именно для этого экспоната. Большую часть исследования сотрудники отдела технологических исследований провели - были исследованы и красочные слои, грунты, проведена съемка в ВК диапазоне".
Реставраторам потребуется примерно по одному году на работу над каждым произведением. После завершения реставрации гости Михайловского замка увидят шедевры Григория Угрюмова такими, какими их задумывал сам автор более чем два столетия назад.