17-10-2025
Пейзажи выдающегося русского художника начала 20 века Михаила Матюшина представлены в Музее петербургского авангарда
Более 60 работ из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга последовательно показывают эволюцию одного жанра в творчестве мастера, стоявшего у истоков русского авангарда. Елена Медведева расскажет подробнее.
Выставка впервые так полно представляет пейзажное творчество Михаила Матюшина. Он изображал природу в течение всей жизни и утверждал, что живописец должен не подражать ей, изображая только внешнюю сторону, а учиться у нее, перенимать и воплощать в своем искусстве глубинную философию мира. Посетители могут проследить весь путь, пройденный мастером: от ранних, ученических работ художника - оригинально трактованного импрессионизма 1900-х годов, через экспериментальные образы 1910-х и до нового реализма 1930-х. Многие из произведений можно увидеть впервые, рассказывает научный сотрудник музея, куратор выставки Сергей Уваров: "И плюс ко всему, на выставке есть ряд вещей, которые публика либо почти никогда не видела, либо видела не в таком варианте. Например, мы показываем, и, собственно говоря, это одна из ключевых работ выставки, мы показываем двустороннюю картину, двусторонний пейзаж, то есть на обеих сторонах холста написано изображение. И раньше эта картина показывалась только с одной стороны, теперь мы показываем обе. И более того, мы даже затрудняемся сказать, какая из этих сторон главная, потому что они равноценны, с точки зрения художественной. И самое интересное, что они в каком-то смысле друг друга продолжают. То есть, это период - конец 1900-х годов, он много работал над соединением различных цветов в пейзаже, в изображении пейзажной панорамы, из чего потом вырастают его многие эксперименты, связанные с цветом, с линиями, разноцветными сочетаниями. Так вот, в этом пейзаже хорошо видно, что он на одной стороне написал один вариант, потом на другой стороне написал изображение отличающееся, но явно развивающее эту же тему". В процессе подготовки к выставке был сделан ряд искусствоведческих открытий. Так, например, была поставлена точка в споре о том, что же за дерево изобразил Матюшин на одном из своих первых пейзажей – кипарис или тополь. Сопоставив ряд фактов, искусствоведы пришли к выводу, что это все-таки тополь. Удалось уточнить и ряд других датировок и названий, например, одной из фотографий Михаила Матюшина, отмечает Сергей Уваров: "И эта фотография называется "Движение корней любимой сосны". Когда мы видим эту фотографию впервые, то у нас первая мысль, что это фотография сосен, главное там раскидистые кроны красивые. А название, которое раньше нигде не фигурировало, и теперь мы его нашли, оно показывает, что ему-то главное было движение корней. И эта тема корневой скульптуры, у Матюшина тоже одна большая линия его творчества. Он искал корни деревьев, и, обрезая их определенным образом, создавал композиции, которые выражают некое движение. И мы выставляем рядом как раз с этими фотографиями его корневую скульптуру, о существовании которой мало кто за пределами музея знал. И теперь она стоит в витрине, и она производит впечатление большое, и она в этой витрине потом и останется". Организаторы отмечают, что графические работы Матюшина будут сменять друг друга – так что у посетителей есть уникальная возможность, придя на выставку несколько раз, увидеть совсем иной ее состав. Матюшин был не только художником, но музыкантом. Он известен как композитор футуристической оперы «Победа над солнцем», прославившей Казимира Малевича. На экспозиции можно услышать и аудиозапись первой части музыкального спектакля Михаила Матюшина "Осенний сон" на тексты Елены Гуро. Произведение стало одной из вершин творчества композитора и художника.