06-11-2025
Петербургскому НИИ уха, горла, носа и речи исполнилось 95 лет
Сегодня это ведущий научный и медицинский центр, где детям помогают вернуть слух, в том числе, с помощью кохлеарной имплантации. Подробности в репортаже Артема Сащенко.
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи - лидер по проведению детям операций по кохлеарной имплантации. Но успех операции во многом зависит от последующей реабилитации пациента. Если научить ребенка правильно пользоваться имплантом и пройти программу слухоречевой реабилитации, такой пациент впоследствии сможет учиться в обычной школе. Такой результат показывает более половины прооперированных в НИИ детей. С развитием кохлеарной имплантации у детей с нарушениями слуха появляется возможность слышать звуки. Но обработка этих звуков, освоение речи, ее понимание – это работа мозга. И научить мозг это делать – очень длительный процесс, говорит руководитель реабилитационных программ Петербургского детского городского сурдологического центра Инна Королева: "Все дети, даже те, которые получили имплант в 6-8 месяцев, а у нас такие детки есть, они нуждаются в занятиях с сурдопедагогом, логопедом в дальнейшем, другими специалистами. Часть детей имеют дополнительные нарушения. В том числе, в двигательной сфере, нервной системе. И институт – это уникальное место. С самого начала там были специалисты, которые занимались детьми с нарушениями речи. И вот эти традиции 95-летние дали фору, глубокое понимание, как подходить к реабилитации детей, имеющих слуховые аппараты”. В институте разработан уникальный метод слуховой реабилитации детей с кохлеарными имплантами. Цель - в том, чтобы пациенты слышали на уровне, приближающимся к норме. В первую очередь, это высокая квалификация и ежедневный тяжелый труд специалистов-реабилитологов. Инна Королева отмечает, что некоторые дети впоследствии даже могут говорить на нескольких языках, петь, играть на музыкальных инструментах. Разработанный в институте слуховой метод предполагает вовлечение в реабилитацию родителей ребенка, чтобы те понимали, как с ним общаться на первых этапах восстановления. Чтобы применять программу в других регионах, в Петербурге создан Городской сурдологический центр, специалисты которого взаимодействуют с коллегами из других городов, выезжают в регионы и обучают своим методикам. Отдельный проект института посвящен восстановлению моторики у детей с нарушением слуха. Бывает, что у таких деток есть проблемы с вестибулярной системой, с равновесием, с координацией. Поэтому специалисты их постепенно вовлекают в занятия спортом.