23-12-2025
В Эрмитаже открылась выставка из цикла "Поднесение к Рождеству"
В преддверии Нового года в Эрмитаже открылась традиционная выставка фарфора из цикла «Поднесение к Рождеству». В этот раз представлены парадные вазы, украшенные не просто цветочными орнаментами, а ботанически точными, научно выверенными изображениями растений. Елена Медведева расскажет подробнее.
Выставка раскрывает уникальный феномен в истории русского декоративно-прикладного искусства и рассказывает о том, как союз науки и искусства породил самобытные произведения, не имевшие аналогов. Новый художественный метод на Императорском заводе сложился благодаря личным предпочтениям фактических владельцев фарфорового производства – членов императорской семьи. Сорта цветов, выведенные в царских ботанических садах или только что завезенные с международных выставок растения, буквально тут же оказывались запечатленными на вазах. Впервые основной задачей служащих живописного отделения завода стало создание исключительно самостоятельных композиций непосредственно в оранжереях, ботанических садах и на пленэре, где их консультировали биологи и селекционеры. До этого момента художники завода выступали исключительно как мастера копийной живописи. И уникальность ваз Императорского фарфорового завода конца 19 – начала 20 века в том, что их украшает реалистическая авторская живопись, основанная на натурных зарисовках растений, рассказывает хранитель коллекции русского фарфора и керамики, куратор выставки Екатерина Хмельницкая: Рубеж 19-го, начало 20-го века - это то время, когда в искусстве господствует стиль модерн со всей своей потрясающе красивой стилизацией, орнаментализмом. Но именно на императорском фарфоровом заводе складывается совершенно особенное явление, рождается направление ботанически точной живописи и росписи. Когда художники-фарфористы в союзе с учеными, ботаниками, растениеводами, работали в союзе, в содружестве. И ученые помогали нашим художникам, нашим мастерам выбирать, отбирать, какие именно цветы и растения можно использовать для росписи. Конечно, цветочные мотивы, особенно на произведениях фарфора, как русского, так и европейского, это был один из самых распространенных видов орнамента. Но на протяжении 18-19 столетий, как правило, художники, если использовали цветочные росписи, это были материалы из ботанических атласов. А все-таки ботанические атласы при всей их красоте и самобытности были предназначены не совсем для художественно-декоративных целей. И для того, чтобы избежать вот эту сухую стилизацию и бутафорию, и создать по-настоящему живые, пульсирующие цветочные картины на фарфоре, конечно, художникам нужно было писать цветы с натуры. И для того, чтобы действительно диапазон росписи был широк и не ограничивался лишь нашей северной полосой, они выезжали в Крым, в Ливадийский дворец и в Никитский императорский, тоже ботанический сад, любимую резиденцию последнего императора Николая II. Поэтому ассортимент и диапазон тропических растений, который представлен здесь на вазах, на выставке, он тоже очень и очень широк. МЕД.: В составе экспозиции – более 60 фарфоровых произведений, многие из которых демонстрируются впервые. Выставочный проект показывает самобытность каждой отдельно взятой авторской работы, за которой стоит целое путешествие в мир ботаники. В зале можно увидеть фотографии ваз Императорского фарфорового завода из коллекции Эрмитажа. С помощью этих исторических источников стало возможным провести атрибуцию многих изделий: выявить точные названия предметов, имена авторов и исполнителей живописных композиций. Традиционно отдельный раздел экспозиции посвящен творчеству современных мастеров Императорского фарфорового завода. Представлены великолепные произведения Нелли Петровой, Татьяны Чапургиной и других известных художников.