10-12-2020
В Экспофоруме проходит форум "Арктика: настоящее и будущее"
Х международный форум "Арктика: настоящее и будущее» открылся сегодня в "Экспофоруме". По традиции он сопровождается масштабными экспозициями, перспективными проектами и высокотехнологичными разработками. В связи с антиковидными ограничениями часть заседаний и мероприятий проходит в дистанционном режиме. С подробностями - Вячеслав Чуманов.
Юбилейный международный форум собрал за круглым столом экспертов в области освоения северных территорий. Мероприятие имеет особое значение, так как Россия становится председателем Международного арктического совета. В этом году был утверждён основополагающий документ, регулирующий все сферы освоения полярного края России, отметил вице-губернатор Петербурга Эдуард Батанов.
"Президент России утвердил "Стратегию развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности до 2035 года". В ней учтены предложения Петербурга, крупнейшего центра полярных исследований. В нашем городе уже реализуется научно-образовательные, инновационные проекты, связанные с освоением арктических широт. Строятся ледоколы нового поколения. Разрабатывается комплекс уникальных туристических продуктов и маршрутов".
Кроме научно-практического обсуждения вопросов развития Арктики, отечественные компании представили на форуме и свои разработки. Это вместительные вездеходы, способные путешествовать по морю, суше и даже по льду. Свои наработки презентует и МЧС. Самый крупный стенд оформило петербургское правительство. На нем местные компании показывают технологии изготовления предупреждающей обморожение обуви, комплекты продуктов питания, пуховую одежду с электроподогревом, радио и электроприборы, корабли на воздушной подушке. Повышенный интерес вызывают роботизированные комплексы для добычи углеводородов на шельфе северных морей с глубин до 3 тысяч метров. Их будет питать атомный энергомодуль, удерживаемый якорями намного ниже поверхности. Это исключает воздействие айсбергов и качки. А собирает весь комплекс телеуправляемый необитаемый аппарат с манипуляторами, пояснил главный конструктор петербургского морского бюро машиностроения "Малахит" Олег Власов.
"Такое оборудование в Россию не поставляется с 14 года, потому что действуют секторальные санкции. Тем не менее, объём работ не только не уменьшился, а наоборот увеличился. Мы показываем уникальное оборудование. Это комплекс телеуправляемого необитаемого подводного аппарата рабочего класса, наиболее тяжёлый его представитель. Если сравнивать с автомобилем, то это Камаз в виде подводных роботов. Он обеспечивает работу на всех видах оборудования подводно-добычного комплекса". На форуме отметили и кадровый голод в российской арктической зоне. Наибольшее число вакансий в строительстве, производстве. Как выяснилось, не хватает даже поваров на ледоколах. И, что ещё удивительнее, капитанов судов. Петербургский комитет по делам Арктики живо откликнулся и инициировал проект по отбору ВУЗов, которые докажут своё конкурентное преимущество в деле подготовки востребованных на российском севере специалистов.